Смольный планирует проложить туристические маршруты по территории музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни». Первые из них, которые были разработаны при поддержке Министерства культуры РФ по заказу комитета по культуре Ленобласти, были презентованы 18 февраля, сообщает пресс-служба комитета по развитию туризма Петербурга. Идея вызвала бурную реакцию петербуржцев, многие из которых посчитали, что это оскорбление памяти погибших ленинградцев.
Рабочая группа под руководством завкафедрой туризма и социально-культурного сервиса Санкт-Петербургского государственного института культуры Галины Лесковой разработала пять авторских туристских маршрутов для разных социальных и возрастных категорий туристов. В частности, разработан маршрут для детей «Дорога жизни — Дорога в будущее» (игра-путешествие с элементами квестовых заданий); маршрут для семей «Дорога жизни — Дорога памяти поколений» (реализуется в форме культурного ориентирования с ведением дневника); маршрут для ветеранов — «Дорога жизни — Дорога Памяти» (представлен в виде экскурсионного маршрута с элементам и Storytelling). Также разработан маршрут для молодежи «Дорога жизни — Дорога отважных» (реализуется в виде квеста для самостоятельных путешественников) и маршрут для спортсменов «Дорога жизни — Дорога сильных» (поход в формате марш-броска с формированием навыков, необходимых разведчику).
Известный петербургский писатель, редактор блокадных дневников ленинградцев Наталия Соколовская считает, что идея проложить туристические маршруты по «Дороге жизни» — оскорбление памяти погибших ленинградцев. «Я считаю что это не просто не этично — это оскорбление памяти детей, женщин, стариков, водителей тех легендарных полуторатонок, останки которых до сих пор лежат на дне Ладожского озера. Думаю, что эту программу разрабатывали люди, которые плохо себе представляют, что такое Блокада Ленинграда, что такое дорога, которую ленинградцы называли «Дорогой смерти» и «Ледовой трассой», но никогда «Дорогой жизни». Это позднейшая находка журналистов», — сказала она в разговоре с корреспондентом РБК Петербург.
«Думаю, что эти «туристические мероприятия» для всех возрастных групп — очередная псевдо-патриотическая профанация, которая будет только уводить людей от истинного знания о том, что происходило и на Ледовой трассе, связывающей город с Большой землей, и в Блокадном Ленинграде. Делать из величайшей гуманитарной трагедии, безусловно, героической трагедии, — очередную военно-патриотическую игру «Зарница» считаю недостойным нашего города. Очевидно, не последнюю роль во всей этой истории играют какие-то бюджеты, в которых заинтересованы определенные организации», — добавила Н.Соколовская.
«Дорога жизни» — это единственный путь, соединявший осажденный Ленинград с Большой землей. По ней вывозили раненых, больных ленинградцев и привозили пополнение сражающимся войскам. Через нее город снабжался продовольствием, топливом и боеприпасами.
«Дорога жизни» включала сухопутный участок по Карельскому перешейку с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы, затем путь продолжался по Ладожскому озеру к поселку Кобона на восточном берегу озера. Водный путь соединял также побережье в районе Вагановского спуска с Новой Ладогой и Волховом. В первой половине ноября 1941 года поверхность озера покрылась льдом, после чего связь блокированного города с «большой землей» была восстановлена с помощью ледовой дороги. Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера между Осиновцом и Кобоной, на расстоянии 20-25 км от берега, занятого противником.
Дальнейший путь от Кобоны проходил по вновь проложенной дороге на Новую Ладогу. С 10 февраля 1942 года начала действовать вновь построенная железная дорога от ст. Войбокало до Кобоны. Дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерии и авиации.
«Дорога жизни» действовала с 22 ноября 1941 года до окончательного снятия блокады в январе 1944 года.
РБК
36 Комментарии
Тупоголовому созданию Галине Лесковой надо предложить создать квест на кладбище, где у ней родственники похоронены. И вся креативность закончиться.
Я не понимаю как это можно обсуждать в Смольном. Там не понимают что это кощунство!
Это же "завкафедрой туризма и социально-культурного сервиса Санкт-Петербургского государственного института культуры"!
Спорим, что ты даже её должность с первого раза не запомнишь?
А чего завкафедрой дурой быть не может?
Их сейчас расплодилось.
Дебил в полной красе!
Мне очень не хочется быть мальчиком, который кричит "Король то голый", но приходится. На сайте Всеволожского района это квест уже висит. http://www.vsevreg.r...news/job/26322/
Благими намерениями лежит дорога в ад. Это очередная псевдо патриотическая профанация.
Туризм это путешествие, что то легкое, веселое, интересное. Обычно коммерческое. Ну какой туризм на костях с элементами квеста. Один дебил (без моральных устоев) придумал, получил добро в Смольном и теперь все должны говорить, что это классно.
У меня родители всю блокаду в Ленинграде пережили чтобы эти твари квесты на дороге устраивали и бабло зарабатывали. Есть черта за которую нельзя переходить, но если за место головы жопа и уважения к погибшим только 9 мая вдруг по указке сверху возникает беда с такими чиновниками.
Перепутанные цвета флага это не позор. Просто невежественная ошибка. А вот это позор!
Это фото для квесов.
И квест. Это всего лишь форма проведения экскурсии. Очень наглядная, кстати. У Вас претензии к содержанию квеста? Это одно. А к самому слову не стоит цепляться.
Меня, например, гораздо больше возмущает перекрытие дж в честь снятия блокады. Я считаю это оскорбление памяти защитников дж, обеспечивавших ее бесперебойную работу. Однако большинство смотрят на это спокойно.
В идее разработки тур машрутов по дж не вижу ничего плохого - пусть люди ездят, смотрят, знают.
Мне тоже кажется, что нужно делать все, чтобы не забывали. Термины какие-то правда кощунственные. Но суть в том, что как и нас в школе раньше возили на мемориалы, проводили при этом экскурсию, т.е. рассказывали-показывали. А сейчас как-то намного меньше этого стало. Всё больше развлекалово вокруг.
Но достучаться до многих еще можно. Смотря как экскурсию построить...
Мы тут с младшим доклад готовили про блокаду - смотрели фильмы, фотографии, слушали песни, плакали вдвоем. Теперь уж он точно не забудет...
Рано квесты устраивать, еще остались люди пережившие ВОВ и блокаду. А этот туризм, который якобы способствуют воспитанию молодого поколения ширма для отмывания денег или что б сотрудники туристских фирм по миру с протянутой рукой не пошли. Ни чего он не воспитывает и не дает. Родители детям отношение к прошедшим событиям передают, а государство должно разумно это поддерживать.
Я против реконструкторов ни чего не имею. Они больше экскурсовода рассказать могут. И экскурсии для разных возрастных групп это очень хорошо. Просто новая форма туризма для подрастающего поколения - квест, как лекала стали на все лепить. Будет ли детям интересно наверное да, воспитает ли что нибудь вряд ли. Да и экскурсоводы наверное разучились доносить ужас войны и задевать душу. На самом деле это нормально, что для одного поколения было свято, для другого поколения уважение, для последующего история не трогающее душу. Но не правильно при живых ветеранах квесты устраивать. Я атеист, но в церковь с покрытой головой не пойду и шуметь там не буду.
Экскурсионные маршруты к таким местам нужны, иначе для многих при памятных датах это будут просто слова из телевизора.
Они уже сейчас не понимают, а потом просто забудут.Надеюсь, что никакой "игровой" кощунственной формы не будет, а задания будут состоять из проверки запоминания дат и понимания событий. Мы же не считаем марафон на Дороге Жизни развлечением и соревнованием, а тут и концерт, и награждения победителей.
Наш класс сейчас в музейном соревновании участвует. Вот мои наблюдения - при обычной экскурсии - кто-то зевает, кто-то конфеты жует, многим пофиг, короче говоря. А тут, зная, что нужно будет ответить на вопросы в конце экскурсии, дети слушают очень внимательно. Они ЗАПОМИНАЮТ то, что увидели и услышали.
Не надо заведомо думать о детях плохо - все они понимают, способны проникнуться переживаниями и понять горе, надеюсь профессиональные экскурсоводы смогут это до них донести. И думаю, что никто хихикать и паясничать на такой экскурсии не будет.
Не вижу ничего плохого в такой форме организации экскурсии. Если Вам не нравятся конкретные задания конкретной экскурсии - тогда и стоит жаловаться. А придираться к звучанию профессиональных терминов - это, простите, глупо. Так же как и перекраивать профессиональный язык на потребу толпе. Как говориться, "в чужой монастырь.."
Квест как форма проведения экскурсии как раз очень доходчивая, помогает организовать подачу материала так, что бы информация успешно усваивалась разновозрастной группой экскурсантов. Оптимальна для маленьких детей в силу их псих особенностей восприятия информации. Он не набивает оскомину в отличие от традиционно-устаравшей лекционной формы проведения экскурсии (усвоение материала 80% против 20).
Если мы будем надеяться только на то, что "родители расскажут" - быстро получим поколение людей не знающих о Блокаде ровным счетом ничего, для которых ДЖ будет всего лишь дорогой от дома на дачу или к пляжу.
Я задания себе просто не представляю. И не хочу по этому поводу ерничать. В национальном мемориальном комплексе Бухенвальд тоже квесты устраивают ? Если нет, то в чем различия?
Ну например в том, что это дорога жизни это не контрационный лагерь.
На Дороге жизни есть мемориалы, где обычно выходят экскурсии и для этого подготовлены специальные площадки. Есть музеи. А в остальном это дорога между населенными пунктами. Я думаю что что- то можно провести рядом с памятниками и мемориалами погибших в ВОВ.
И фото вполне себе улыбающихся подростков во время экскурсии.
http://www.buchenwal..._5525172e6e.jpg
Задания, например:
точная дата начала блокады,
сколько человек оказались запертыми в блокадном городе
норма хлеба в январе 1942 года,
населенный пункты, через которые проходила Дорога Жизни
длина Дороги Жизни
название военных фронтов, прорвавших блокаду
дата решающего сражения за Ленинград
дата празднования снятия блокады
и т.п.
Что в них предосудительного?
Обыкновенные, нормальные вопросы. Квест подразумевает выполнение заданий: что то найти, что то выполнить и при этом учитываются обычно не знания, а скорость и слаженность команды.Да и знания не подразумевают проявление чувств.
Экскурсия с хорошим экскурсоводом и качественными музейными атрибутами дают людям не только возможность получить знания, но и почувствовать ту атмосферу. Если б воссоздали квартиру ленинградца в годы блокады: холодную, с буржуйкой с заклеенными окнами, со звуком метронома и свистом бомб и оставили детей на несколько минут. Это на много лучше заданий которые им дадут.
Если воссоздадут часть окопного укрепления и проведут по ним людей это тоже будет здорово. Я за такой подход.
Честно скажу я ни когда не любил экскурсии. Мне на них всегда было скучно и не интересно. И единственное желание было быстрей бы она закончилась. А на официальные мероприятия я вообще не люблю ходить. Но когда я попадал в места связанные с историей, в свое время пришлось побродить и поездить по Синявинским болотам,и по окрестностям Старой малуксы, натыкаться на разрушенные и брошенные дома. встречать мало ухоженные могилы. Много встречал раскопок черных копателей. После этого у меня появлялся огромный интерес и я прочитывал много литературы. Вот тогда у меня просыпались чувства ужаса войны.Ну и рассказы родителей о своих детских впечатлениях и пересказы историй их родственников.
Все мероприятия должны быть направлены на чувства долга перед павшими и осознанием, что война это страшно. Я сомневаюсь что задания (квест) подрастающему поколению передадут это. Ну а главное мне кажется это оскорбляет чувства оставшихся ветеранов.
Значит просто Вы давно не ходили на экскурсии - а мы из-за детей ходим часто. Потому музейные работники и стали менять подходы, что многим как и Вам - обычная экскурсия скучно и неинтересно.
Название "квест" - паршивое, не спорю. Но содержание его может быть очень хорошим и направленным именно на пробуждение интереса к прошедшим местам и событиям.
Вот, к слову, на те вопросы, что я написала, многие прочитавшие взрослые сразу дадут ответ, не заглядывая в интернет? Думаю нет.
Хорошо, опишу один из музейных квестов дя 10-ти леток, в которых участвовал мой ребенок.
Тема: сначала неизвестна.
Команда детей набирает очки (это тот самый игровой момент и есть) - но это соревнование - какая из команд сделает и ответит правильнее всего.
(А чего ж марафонцы по Дороге Жизни бегут наперегонки? Бежали бы взявшись за руки, это так символично. Нет, награждения хотят. А это и есть игра: соревнование и приз. Извините, отвлеклась.).
Задания:
1) Показывают слайд с литогравюрой Санкт-Петербурга петровской эпохи,
угадали эпоху (Пера Первого)? 10 баллов, нет - дают подсказку, показывают другой, более конкретный, слайд и сопровождают цитатой стихотворения, ответ правильный - 5 баллов, нет - 0 баллов.
2) Типография петровских времен. Старым шрифтом с Ъ написаны газетные новости. Нужно прочитать их и определить, принадлежит ли новость эпохе Петра.
тут в зависимости от отгаданного давали количество баллов. Статьи реальные, надо было вчитаться, чтобы понять.
3) Дети выстраиваются на палубе "корабля" и начинают набирать вместо паруса из флажковой семафорной азбуки заданную фразу "императорский флот", за безошибочность - максимум баллов.
4) Дети повторяют за капитаном фигуры занятий Петра Первого со своим потешным полком на плацу.
5) Отгадывают ребус - какой из показанных предметов точно принадлежит эпохе Петра и этот предмет реально оказался в сундуке.
Чувствуете, сколько новой информации получили дети? Она запомнится практически вся, потому что задействованы разные механизмы запоминания.
Нестандарт, Вы знаете, что я Вас очень уважаю, но тут, на мой взгляд, Вы не совсем правы. Вот содержания заданий хотелось бы адекватного серьезности тех событий. Но надеюсь, среди историков-экскурсоводов нет дураков.
Отвечаю по порядку:
- Спасибо за теплые слова;
- это нормально иметь разные мнения, как говорится если я с Вами соглашусь мы оба будем не правы;
- к сожалению у меня в классе ребенка, родителей очень трудно уговорить сдать деньги на поездки, а съездит для них что- то невероятное. Так что ездил и на экскурсии и на квесты. И представляю что это такое.
- экскурсии- квесты, связанные с историей приветствую и считаю правильной формой обучения и привития заинтересованности детей. Я даже знаю что люди делятся на типы восприятия: аудиалов, визуалов, кинетиков и дескретов. И квест подходит для всех.
- но блокада, дорога жизни, оборона Ленинграда - это трагедия, это горе и еще осталась живая память людей. Здесь не место играм. Ну как играть в блокаду, ну какие задания на ДЖ, если на ней была одна смерть и ту и другую сторону.
Игра в войнушку была моим любимым занятием в детстве, еще я школьником патроны и гранаты копал, а затем их в костер кидали. Я жил в районе Урицка, где проходила линия обороны.
Хоть слово квест мне действительно не нравится применительно к блокаде и Дороге жизни. дело не в словах, а в том, что я не понимаю какие задания можно давать школьникам связанные с экскурсией или с туристскими маршрутами по ДЖ. Везде памятники и мемориалы погибшим, люди приходят отдать долг памяти.
Мне кажется, что сначала нужно порядок везде навести и прекратить строительство всяких объектов хозяйственных. А то сама дорога скоро не будет чувствоваться, как источник памяти. И вообще-странно, что во Всеволожске ничего не восстанавливается. Ни то, что связано со Всеволожскими, ни то, что связано с войной. Где у нас музей, так и не знаю...Самый ужасный и неблагоустроенный город во всей Лен. области
Нестандарт, мне кажется, здесь что-то личное у Вас, что такое сопротивление идет. Конечно, не нужно превращать подобное мероприятие в развлекаловку с шутками и глумлением над памятью. Впрочем, я уверена, что до этого не дойдет. Ездят же туристические маршруты по ДЖ и для наших, и для иностранцев. Летом регулярно видела автобусы с китайцами у памятника "Разорванное кольцо". Да, все фотографируются на память, но непристойного поведения не замечала ни разу! И да, тот, кто организует эти поездки, конечно, имеет с этого доход. Это тоже работа.
Напишите конкретно, чего Вы боитесь? Какого вида заданий? Спортивное ориентирование на кладбище? Да, это нехорошо. Но выше уже много примеров привели, скорее всего это будет викторина.
Если квест это викторина, а задания ответы на вопросы. Ни чего против не имею. И тогда я плохо понимаю новый новояз.
И против туристских маршрутов и наших и иностранцев не имею. И к получение с этого дохода тоже. Я высказался против новой формы заинтересованности или обучения школьников в виде игры в местах скорби и памяти.
В музее "Дороги жизни" дети смеются и громка разговаривают, особенно когда по экспонатам ползают. А вот когда про 125 грамм хлеба рассказывают в основном молчат. Я про проявление эмоций ни чего не говорил. Молодожены ездят веселые и счастливые к памятникам защитникам Ленинграда, что бы возложить цветы в память о погибших прадедах, как дань памяти кому они обязаны своему счастью. Ветераны на встречах у памятников радуются друг другу, шутят но это не мешает поклонению погибших.
Я против того что б в этих местах игры устраивали, которые вряд ли чего прививают.