Ушли в прошлое торжества по случаю 50-летия преобразования поселка Всеволожский в город и самое время поговорить о его далеком прошлом.
Многие годы на станционном здании железнодорожной платформы Всеволожская красовалась «мемориальная» то ли фанерка, то ли железка с надписью: «Город назван именем Всеволода Андреевича Всеволожского – передового промышленника и земледельца, владевшего в XIX в. мызой Рябово». Из каких официальных источников почерпнута подобная информация для меня остается загадкой. Не знаю, на основании какого решения или постановления местных органов власти появилась эта мемория.
Со временем старое деревянное строение было порушено, доска исчезла, но на развилке Всеволожского проспекта и Заводской улицы появилась внушительных размеров франтоватая фигура «передового промышленника и земледельца», закрепившая это историческое событие.
Напомню: Всеволод Андреевич Всеволожский (1769-1836) приобрел усадьбу Рябово с несколькими деревнями окрест в 1818 году. Это было частное землевладение в Шлиссельбургском уезде, на территории которого новый хозяин предпринимал различные меры по повышению эффективности в области сельского хозяйства и даже промышленного производства.
Вероятно, по рекомендации поэта В.В. Капниста был даже приглашен иностранец-управляющий, о чем узнаем из письма поэта к сыну Семену от 21 июля 1818 г., отправленного из своих владений в Трубайцах в Полтавской губернии: «Скоро поедет отсюда англичанин Гулет для управления имения Всеволодского, о чем я тебе писал. Познакомься с ним и поучись у него аглицкого хозяйства: оно идет, кстати, с охотою нынешнего твоего садовничества и притом немного повыгоднее. Познакомь его с Алексеем Николаевичем и Елисаветою Марковною [Олениными]. Он может по соседству полезен им быть для хозяйства, ибо истинно искусный человек. В чем нужда будет, старайся ему помочь».
Однако все усилия Всеволода Андреевича в организации образцового хозяйства на зарубежный манер не были продолжены наследниками, которым остались и огромные долги, что также известно.
Имение перешло к Александру Всеволодовичу (1793-1864), а от него к Павлу Александровичу (1839-1898), при котором стали происходить заметные изменения на территории нынешнего Всеволожска.
Этому способствовало появление железной дороги, связавшей Петербург с усадьбой Ириновка барона Павла Леопольдовича Корфа (†16 марта 1913).
Дорога строилась по инициативе барона для доставки в Петербург и, в первую очередь, в Зимний дворец торфяного брикета, изготовлявшегося на его заводе. Она оказалась очень привлекательной для вывоза в столицу сельхозпродуктов, леса и строительных материалов, а также пассажирских перевозок, которые с каждым годом существования нового для этих мест транспорта быстро увеличивались. Все больше петербуржцев выбирали эти живописные места и для приобретения земельных участков под дачное строительство.
Прокладка этого узкоколейного пути была разрешена Комитетом министров 31 декабря 1889 года, но без права «на принудительное отчуждение частных владений под полотно дороги». Иными словами: строительство кратчайшего пути до Ириновки было возможным только при условии, что все землевладельцы дадут согласие на это строительство в пределах своих усадеб и деревень. От них же зависело, быть или не быть той или иной станции или платформе в границах частного владения. Поэтому утверждение И.В. Венцеля и Н.Д. Солохина, авторов книги «Всеволожск. Путешествие в прошлое» (СПб., 2005. С. 43), что владелец Рябова Павел Александрович Всеволожский оговорил «в качестве одного из условий участия в деле устройство железнодорожной станции под названием Всеволожская», ошибочно. Какие еще выдвигал он условия, авторы не сообщили.
Движение по дороге открылось 1 октября 1892 года по новому стилю. И первая станция на землях П.А. Всеволожского получила имя его усадьбы – Рябово.
Летом 1895 года в одной версте (1 верста = 1 км 66 см) от станции Рябово (в сторону Петербурга) появилась платформа, в имени которой Павел Александрович, как хозяин этой земли, увековечил свою фамилию, а не имя своего деда Всеволода Андреевича. Это - обычное явление в дореволюционной России закреплять за новыми станциями и платформами при прокладке железнодорожных путей через частные владения имена той или иной усадьбы или ее владельца: Приютино, Рябово, Ириновка; Бернгардовка, Всеволожская…
Станция Всеволожская. Здание вокзала, поставленного после пожара первого одноэтажного здания, которое стояло наискосок на противоположной стороне.
В последние годы на нем появилась доска с указанием, что это памятник истории. Увы, теперь и оно уничтожено.
Лев Тимофеев
6 Комментарии
Лев Валентинович! С возвращением Вас к активным выступлениям на форуме! Очччень интересны Ваши последние исторические заметки с известными и неизвестными фактами.
Большое Вам спасибо! Возвращение дается с трудом, но... надо привыкать. Лучше не будет
Сегодня побеждает жадность, г. Всеволожск застраивается термитниками, и мы уступаем захватчикам.
Я не понял уважаемый Тёма, какое отношение к моему уточнению истории появления названия будущего города Всеволожска имеет жадность современных воротил, обычно действующих в одной упряжке с властью, а наша власть всегда умнее простого обывателя, дальновиднее и благополучнее в итоге. Ну а мы, обыватели, все еще остаемся на уровне тех времен, когда за нас думали, решали не только как мы будем жить, но и что с нами можно сделать.
Что касается продолжения, то я, право же, не знаю чего. Эти заметки появились после вопроса одного из форумчан, откуда пошло название нашего города и правда ли, что Всеволожские обладали княжеским титулом. Я и ответил, будучи знаком с этой темой.