07 ноября 2013 г.
Руководителю Следственного управления
Следственного комитета РФ по Ленобласти
генерал-лейтенанту юстиции В.В. ЛОСКУТОВУ
от Тимофеева Льва Валентиновича,
В городе Всеволожск Ленинградской области с 1 марта 1969 года началась работа по изучению и сбору материалов своего историко-краеведческого музея. Со временем он превратился в Литературно-художественный музей-усадьбу «Приютино». Музей расположился в Приютине, бывшей загородной усадьбе видного государственного деятеля, ученого, первого директора Императорской публичной библиотеки и президента Академии художеств А.Н. Оленина (1764-1843).
Многие выдающиеся деятели отечественной культуры, литературы и искусства были связаны жизнью и творчеством с этим местом под Петербургом, воспетым поэтами Гнедичем и Батюшковым.
В момент создания музея усадебные постройки и территория, на которой они находились, принадлежали Министерству обороны СССР. Постепенно происходило освобождение отдельных зданий от многочисленных жильцов, благоустройство территории и старинного парка.
Были утверждены границы охранной зоны вокруг памятника республиканского значения. Музею передано несколько исторических строений. Архитекторы-реставраторы разработали проекты реставрации всех сохранившихся и утраченных построек; главный усадебный дом, где разместилась музейная экспозиция, ротонда над молочным погребом и кузница были отреставрированы.
*
В 1992 году музей возглавил выпускник Мореходного училища Л.В. Мазур. При нем была узаконена принадлежность музею девяти исторических построек (Постановление от 10.09.1993 г. № 2734 администрации Всеволожского района). В соответствии с законом «Об охране и использовании памятников…» (№ 865 от 16.09.1982) он как пользователь памятника культуры 13 апреля 1994 года принял на себя обязательства содержать весь этот комплекс в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, а территорию в благоустроенном состоянии; не допускать на ней новое строительство; не занимать помещений памятника под постоянное или временное жилье; не сдавать строения в аренду организациям и лицам без письменного разрешения госоргана.
Однако состояние территории в границах охранной зоны памятника катастрофически быстро менялось в худшую сторону: заросли дорожки, пропали 10 парковых скамеек, а потом еще две или три, установленные у входа в музей; территория вокруг отдельных строений (людской, котельной, домика над погребами, кузницы) превратилась в обыкновенную свалку разнообразного хлама.
Появившиеся в других исторических постройках (рига, коровник, каретный сарай и конюшня) ООО по шиномонтажу и ремонту автомобилей на многие годы превратили территорию в огромную, растянувшуюся почти на километр вдоль Дороги жизни, свалку строительного мусора и металлолома.
Стоянка для экскурсионных автобусов, оборудованная в 1977 году по решению Всеволожского горисполкома, оказалась под автозаправочной станцией ООО «Русланд», со временем поглощенная Петербургской топливной компанией.
Новая автостоянка, появившаяся после модернизации Дороги жизни, устроена без согласования с департаментом госохраны памятников в недопустимой близости от усадебных домов.
По поводу безобразного состояния памятника федерального значения и эксплуатирующего его музея я обращался последовательно, начиная с 23 апреля 2010 года, в Департамент госохраны памятников, в Комитет по культуре правительства Ленобласти, в Росохранкультуру, в прокуратуру Ленобласти, в Министерство культуры РФ, в генеральную прокуратуру… Ничего не изменилось.
Многолетнее пренебрежение директора музея к состоянию парковой зоны привело к гибели мемориальных дубов, высаженных Олениными в честь рождения своих детей. Заболачивается пруд с проточной водой.
В этой связи цинично прозвучал его ответ на вопрос журналиста о причинах многолетнего подобного состояния музейной территории: «Что касается деревьев в приютинском парке - дубы не спасти: они не живут больше 200 лет... Если исходить из понимания пруда как ванны - он в тяжелом состоянии. Но когда в нем прозрачная вода и кафельное дно - это уже санузел. А если исходить из философии пруда как пруда - с рыбой и водорослями, то у нас все в порядке» (Вечерний Петербург. 2008. 11 ноября).
Парк на многие годы стал источником заготовки дров для приготовления шашлыков приезжающими провести день на природе; для отопления домика над погребами, превращенного в жилище; для обогрева чердачного помещения бывшего хлебного амбара, где можно за определенную мзду посидеть у камина. И не только...
Заместитель главы администрации Ю.С. Павлов сообщил, что «несколько лет на территории усадьбы существовало кафе, которое в обиходе называлось "Красный фонарь", а на втором этаже - номера. Фактически это был публичный дом».
Про публичный дом ничего не могу сказать, а вот в первом этаже многие годы функционировало сначала кафе «Керн», затем - кафе «Встреча»; потом еще одно кафе или распивочная.
Со слов бывшего сотрудника в музее также устраивались застолья со взносами желающих принять в них участие. «Пьянки в музее устраиваются постоянно», - не раз слышал я от жителей соседнего с музеем садоводства.
В кузнице промышлял кузнец, превративший берег пруда в хламовник. В 2-х этажном доме за прудом, где находились фонды музея, обосновалась какая-то организация.
В Приютине был зарегистрирован юридический адрес ОАО «Телекомстроя», которое отвечало за пожарную безопасность в Приютине, о чем свидетельствуют его обязательства, подписанные 29.12.2005 г. сроком на пять лет, т.е. до 29.12.2010 г.
http://iskalko.ru/1054700044695http://disclosure.1p...DED8951466}.uifА пожары в усадьбе происходили дважды. В результате сгорело кирпичное здание бывшего скотного двора, находящееся вблизи фондохранилища, а также здание бывшей людской. До настоящего времени в нем то ли проживают, то ли занимаются кузнечным бизнесом по изготовлению кладбищенских оград, а также сувениров.
Отмечено существование в Приютине также реставрационной мастерской камня и бронзы ООО «Вершинин».
http://www.allinform...org4809598.htmlГлавный усадебный дом, в котором находится музейная экспозиция и часть фондов; руины второго господского дома и сама территория усадьбы многократно использовались для съемок телесериалов: «Русский бунт» (2000), «Дневник убийцы» (2002), «Винтовая лестница» (2004. 8 серий), «Молодой Шуман»(???) и др., названия которых не помню. Средства от киношников могли пойти на благоустройство, элементарный косметический ремонт и пр., но куда они ушли на самом деле? Куда пошли средства от этих съемок?
На мой же запрос по поводу противозаконной предпринимательской деятельности директора руководитель Комитета по культуре сообщил, что «исторические строения, находящиеся на территории музея-усадьбы «Приютино», в аренду не сдавались. Состояние и использование объектов культурного наследия, входящих в состав имущественного комплекса музея-усадьбы «Приютино», ежегодно проверяется Департаментом по охране и использованию памятников комитета по культуре Ленинградской области» (№ 01-12-66/12-0-1 от 16.02.2012). Ответ подготовлен Татьяной Балт, ныне переместившейся в кресло и.о. директора Музейного агентства.
Между тем, 15 декабря 2008 года на ТВ-100 в программе «Итоги недели с Андреем Радиным» директор музея затронул эту тему с неожиданным поворотом: «Мы пробовали и аренды… и не очень аренды, и просто договоры сотрудничества. Все это выражалось в лютую пошлость. И было нами прекращено».
Оформлялись ли договоры аренды, какие средства от них получал музей и как их использовал, осталось загадкой.
На мой вопрос заместителю директора музея Н.М. Антоновой, какую помощь оказывает этот фонд, она ответила, что не знает.
* * *
Страшный удар для существования и будущего развития музея-усадьбы нанесла модернизация Рябовской дороги, которой директор музея не только не пытался воспрепятствовать, но и дал свое согласие.
Это двух полосное шоссе рассекало территорию усадьбы и пруд на две части. Слева у самой кромки дороги находились ротонда над молочным погребом, парк, кузница, второй господский дом и хлебный амбар. Справа – рига, каретный сарай и конюшня. Ветхие кирпичные дома страдали от вибрации, выхлопных газов и соли, которой обильно посыпают дорогу в зимнее время. Вместе с грунтовыми водами соль впитывается стенами исторических строений. Особенно страдал находящийся в самой нижней точке шоссе второй господский дом.
Разговоры о реконструкции этой дороги начались еще в 1970-х годах. Поэтому в Предложениях по восстановлению усадьбы и развитию музея, подготовленных по поручению Леноблисполкома 26 мая 1976 года, отмечалась необходимость вывести весь поток автомобилей на 2-х километровом отрезке на 150-200 м южнее существующей дороги.
Спустя 30 лет работы по модернизации Рябовского шоссе на участке от Ржевки до Всеволожска никто не попытался остановить.
Высоко поднятая насыпью и расширенная на 12 метров до четырех полос трасса с пешеходными тротуарами по обе стороны и внушительных размеров арочным, «традиционным для данного региона в первой половине XIX века»(?!) мостом над ручейком навсегда разорвала территорию памятника федерального значения на две части.
Бесспорно, время требовало провести модернизацию трассы, но не за счет принесения в жертву территории усадьбы Приютино, для восстановления всего комплекса строений которой уже была выполнена проектная документация и затрачены немалые средства.
Открытие новой трассы в 2008 или 2009 году навсегда похоронило надежду возродить, сохранить и развить этот уникальный по количеству событий и посетителей исторический уголок России.
Результаты этой модернизации уже дали о себе знать: придорожная часть парка постоянно подтоплена; вода скапливается вдоль всего периметра фундамента второго господского дома. Территория музея оказалась за глухим «шумозащитным» 4-х метровой высоты забором.
Когда появились негативные высказывания по поводу подобной модернизации, директор музея попытался оправдаться. Оказывается он активно сопротивлялся проектантам и это спасло второй господский дом от полного уничтожения. Сама же модернизация дороги по его мнению - благо для музея; она способствовала притоку туристов(?!). «Когда мы отреставрируем Второй господский дом, он станет лицом музея, - бодро отметил директор. - Таким образом, особо ничего не изменилось, но время диктует свои требования к дороге. Она, безусловно, стала шире, изменился уровень в сторону повышения, ликвидирован прогиб в зоне пруда. Все эти изменения неизбежны, т.к. мы не одни в этом мире» (Из письма от 3.02.2011 в Деп-т госохраны памятников).
Его представления, редко появляющегося в Приютине, о «заполняемости» посетителями музея говорит о многом: «Мы принимаем до 9.000 посетителей в год, так что у нас довольно оживленно. Работаем в основном с детьми» (Шанс. 2008. 11 июля).
Как мне сообщил бывший главный инженер института Дорпроект Анатолий Иванович Тимошенко, директор музея не препятствовал осуществлению проекта модернизации дороги; никакие изменения и корректировки проекта он не предлагал.
Зато в уговорах запроектировать огромную (да-да!) коммерческую автостоянку прямо у стен бывших хлебного амбара и господской кухни, от которых и начинается вход на музейную территорию, директор музея проявил активность.
«Нахрапистость директора» (выражение А.И. Тимошенко) не помогла. Проектировщики отказались участвовать в этой афере.
Пока же не только не увеличился поток туристов (ничтожное количество посетителей и динамику «роста» можно проследить по годовым отчетам), но и охранная зона справа от дороги, к великому облегчению директора, ликвидирована.
Конюшня, каретный сарай, рига, взятые на учет органами охраны памятников; территория, на которой у Олениных были разбиты сад и огород, оказались отрезанными, и в 2012 году в результате пересмотра границ охранной зоны оказались за пределами исторического объекта, а немалые средства на разработку и рецензирование проектной документации их восстановления выброшены впустую.
Эти изменения не вызвали протеста со стороны Л. Мазура. Не протестовало и Музейное агентство, филиалом которого является приютинский музей. Во всех критических моментах его существования оно остается безучастным, как и областной Комитет по культуре.
Еще одна проблема, возникновению которой способствовал директор музея, тяжеловесные конструкции рекламных щитов, противозаконно установленных сторонними организациями на территории федерального памятника. Их более тридцати.
Щиты уродуют пейзаж, закрывают исторические строения, но продолжают существовать вопреки здравому смыслу. И здесь, как оказалось, не обошлось без участия директора музея. Именно с ним, не имеющим на то полномочий, еще в 2007-2008 году были согласованы эти установки.
* * *
Очень любопытна история 24-летнего процесса реставрации, а потом и разборки второго господского дома.
Его реставрация началась весной 1987 года. Затем работы останавливались по разным причинам и снова возобновлялись.
Из Акта технического состояния дома, составленного 17 июня 1994 года Департаментом госохраны, следует, что реставраторами была выполнена новая кладка перегородок и стен внутренней планировки; деревянные балки перекрытий заменены на двутавровые металлические; возведены из сборных железобетонных конструкций две лестницы, ведущие на второй этаж.
Спустя шесть лет Акт технического осмотра здания от 22 июня 2000 года также зафиксировал наличие новых кирпичных перегородок и стен внутренней планировки; «частичную установку» металлических ферм(?); новые перекрытия из ж/б плит по новым металлическим балкам над 1-м и 2-м этажами; металлические перемычки в дверных проемах; лестничные марши из сборных ж/б конструкций двух лестниц, ведущих на второй этаж; заложенные оконные проемы (с какой целью?) в центральной и западной частях дома.
В промежуток времени между этими обследованиями реставраторы установили также на западном крыле здания и над ризалитом по центру новые стропила, о чем свидетельствуют сделанные мною 5 ноября 1999 года два фотоснимка. В тот день у стен дома и внутри его находились еще не использованные или уже снятые с восточного крыла стропила и доски для обрешетки, а также упаковки не использованного нового кирпича.
В январе 2002 года «второй господский дом являет собой печальное зрелище – от него остались одни стены» (Вечерний Петербург. 2002. 23 янв.).
Согласно плану реализации федеральной программы «Культура России (2006-2010 годы)» задание на обследование второго господского дома с целью предпроектных изысканий получило в 2007 году Производственное научно-исследовательское и проектно-конструкторское учреждение (ПНИПКУ) «Венчур».
Эти работы были проведены в сентябре-октябре 2007 года (
http://www.ozis-venture.ru/page.php?99).
Заказчиком обследования выступило некое ООО «Вильерми», возглавляемое генеральным директором Шайдиновым Жамалдином Сраждиновичем. Компания была зарегистрирована 28 февраля 2006 года с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Основным видом деятельности ООО являлось строительство зданий и сооружений; не основным - «разборка и снос зданий, расчистка строительных участков».
Судя по фотографии, «Венчуру» довелось исследовать уже жалкие останки стен 2-го господского дома после пребывания на этом объекте ООО «Вильерми».
Из телефонного разговора с начальником отдела обследований зданий и сооружений ПНИПКУ «Венчур» к.т.н. А.В. Улыбиным я узнал, что при начале их работ по обследованию здания рабочие «Вильерми» занимались демонтажем межэтажных перекрытий.
Вот так памятник культурного наследия после многолетних реставрационных работ начали РАЗБИРАТЬ. И ВЫВОЗИТЬ! Исчезли все возведенные реставраторами внутренние перегородки, металлические фермы, железобетонные перекрытия над первым и вторым этажами, лестничные марши и всё остальное, что было перечислено в Акте обследования. Остались только руинированные останки стен, поддерживаемые контрфорсами.
А на Павловской улице, 118 во Всеволожске появилась профессионально возведенная крепостная стена, отделившая дом директора музея от переулка. По использованным материалам она напоминает приютинский разрушенный «временем» дом, а также частично разобранный флигель в усадьбе Всеволожских Рябово, в которой в настоящее время находится агропромышленный техникум. Стены этой монументальной постройки Всеволожских были сложены из необработанных глыб гранита!
13 февраля 2008 года заказчиком «возобновления реставрации» дома выступило Федеральное агентство по культуре и кинематографии Министерства культуры РФ.
Исполнителем заказа была выбрана Реставрационная научно-проектная организация ООО «НИКА» (контракт № 08-10/3-0709). Ей предстояло выполнить ремонтно-реставрационные и первоочередные противоаварийные работы по реставрации и усилению фундамента. Сметная стоимость этих работ составляла 4.677.732 руб. 00 коп.
При моем упоминании этой фирмы А.В. Улыбин тотчас же отреагировал краткой репликой: «Ника» и «Вильерми» - одно и то же(!?)
12 мая 2008 года Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ было преобразовано в Министерство культуры РФ. Полномочия за контролем состояния большинства федеральных памятников вновь были переданы в регионы.
5 ноября 2008 года в Министерстве культуры РФ был подписан контракт с ООО «Ника» на разработку проектной документации «для дальнейшей реставрации» второго господского дома. Стоимость – 2.291.602 руб. 20 коп. Срок исполнения – до 30 ноября 2008 года.
По этой документации, не согласованной с департаментом госохраны, директор музей допустил ООО «Нику» к работам на объекте.
Вместо ожидаемого завершения в 2010 году восстановления дома, в 2009 году латанием дыр по мере разрушения кирпичной кладки успели заняться несколько реставрационных фирм.
Министерство культуры РФ по Федеральной программе «Усадьба Приютино Второй господский дом» заказало ОАО Санкт-Петербургскому проектному институту реставрации памятников истории и культуры «Ленпроектреставрация» НОВУЮ научно-проектную документацию для реставрации и приспособления 2-го господского дома.
Идея нового проекта исходила от директора музея.
«Гостевой флигель, - сообщал Л. Мазур в СМИ, - распахнет свои двери перед филологами, изучающими проблематику русского языка, перед людьми просвещенными, представляющими науку, культуру, образование. Во втором господском доме планируется строительство десяти гостиничных номеров. Каждый номер будет иметь свое название – «Крыловъ», «Батюшковъ», «Мицкевичъ» - в честь наиболее известных временных обитателей усадьбы. При пансионате обязательно должен быть ресторан, работающий в традициях приютинской усадебной кухни. Полагаю, что на базе будущего культурного центра станет возможным проводить конференции, симпозиумы, форумы, научные совещания. Кроме этого, в мансарде второго господского дома планируется создание своеобразной “культурной заставы” - там будет находиться дежурный филолог, который в интернет-режиме станет консультировать всех желающих по вопросам орфографии, пунктуации, редактирования текстов, принимать заказы на спичрайтерские услуги» (Всеволожские вести. 2008. 18 апр.; Вести. 2008. 20 мая).
Спустя несколько дней директор уже подводил итоги: «В июне была закончена консервация второго господского дома, завершен проект его восстановления. Мы хотим разместить там Приютинский центр русского языка. Ведь усадьба Олениных в свое время была местом, где бывали и подолгу гостили крупнейшие русские писатели и музыканты, начиная с Пушкина и Глинки. Кстати, номера небольшой гостиницы в этом центре будут носить имена знаменитых гостей Олениных, а ресторан будет выдержан в стиле английского клуба, оформленного на темы произведений Байрона, Диккенса, Вальтера Скотта и других литературных коллег наших писателей» (Шанс. 2008. 11 июля).
Директору с многолетним стажем пребывания в музее следовало бы знать, что в Приютине «бывали и подолгу гостили» за 20 лет с лишнем лет до первых визитов Пушкина и Глинки драматург В. Озеров, Крылов, Гнедич, Батюшков и многие другие деятели литературы и искусства. А вот Байрон, Диккенс и В. Скотт – «коллеги наших писателей» - и ресторан «в стиле английского клуба» с «приютинской едой» не вписываются в жизнь музея.
Результатом этого авантюрного задания стал разработанный НПиПО «Союзстройреставрация» проект, по которому должны появиться мансардный этаж и приямок для входа в вырытый подвал в восточной части дома, чрезвычайно богатые интерьеры гостиничных номеров, не имеющие ничего общего с пушкинской эпохой.
http://www.ssrspb.ru/index/proect/Пока проектировалось будущее, останки стен, прикрытые в ходе «консервации» пленкой по верхнему срезу стен, продолжали разрушаться, а с трудом выделяемые средства «осваиваться».
Группа компаний «ИНЖЕНЕР» осуществила проектирование противопожарных мероприятий в комплексе с другими инженерными решениями(!)
По конкурсу, проведенному в Москве, «Нику» «задвинули», хотя о «надлежащем» выполнении ею работ свидетельствуют акты, подписанные без замечаний Л. Мазуром. Им же был написан 13 октября 2008 года положительный отзыв.
2 июня 2009 года оформляется новый Госконтракт (№ 1493-01-41/04-КЧ). На этот раз с ЗАО РПНЦ «Специалист» (генеральный директор В.И. Сибилев).
10 июня 2009 года его представитель и Л. Мазур, именующие себя Комиссией, составили Акт обследования технического состояния здания.
И снова работы на объекте начались без согласования с департаментом госохраны. 30 июля 2009 года департамент направил в это ЗАО Предписание № 231/15-09 с требованием приостановить работы по облицовке цоколя до выполнения работ по осушению стен.
В 2010 году на объекте появилось ООО «Строительная культура». И снова работы велись без разрешения госоргана охраны памятников, о чем свидетельствует его письмо к Л. Мазуру (исх. № 1277 от 24.08.2010).
17 сентября 2010 года в связи с продолжением несогласованных с Департаментом работ его представители составили акт, а 28 сентября 2010 года последовало предписание Л. Мазуру немедленно остановить работы и представить документы, необходимые для выдачи разрешении.
*
Судя по состоянию 2-го господского дома, музейной территории и находящихся на ней исторических строений (пустующие глазницы окон в людской и в доме за прудом, обвалившиеся заборы, расписанные посетителями еще в 2005 году двери ротонды), появлению прямо у стен домов стоянки для автомобилей; размещению рекламных щитов; хозяйственной деятельности в границах охранной зоны откуда-то появившихся ООО, директор музея придерживался целенаправленной позиции разрушителя государственной структуры, подчиненной региональным властям, которые не способны восстановить памятник культуры. Существует только один выход – приватизация!
Эта мысль публично прозвучала в 2008 году в интервью: «Я был в музеях США и Европы. В США вообще нет государственных музеев, они все содержатся на деньги фондов или частных лиц, и процветают! […] Когда у нас придут к такой модели, то народ к нам потянется, будьте уверены» (Шанс. 2008. 11 июля).
О том же в другом интервью: музеи должны находиться в частных руках (Вечерний Петербург. 2008. 11 ноября).
Тема приватизации музея-усадьбы - главная в жизни директора. Еще в 1995 году при нашей встрече он пытался внушить мне, что пока усадьба не будет приватизирована, порядка в ней не будет; только приватизация сможет спасти ее от гибели.
И вместо порядка посетители вот уже более 20 лет наблюдают прогрессирующий беспорядок, пустующие залы и разруху окрест. И причина тому, в чем я убежден, не финансовые трудности, появившиеся в 90-х годах, а откровенное стремление довести музей и усадьбу до такого состояния, при котором федеральные власти поспешат выставить усадьбу на торги.
Имитация активной деятельности директора-«созидателя», декларирующего перспективные и ближайшие коренные изменения, которые не будут на самом деле реализованы в силу своей авантюрности –обыкновенный блеф проходимца-невежды, не более.
Он охотно пишет положительные отзывы фирмам, которые «осваивали» выделенные средства. Готов продолжить с ними полезное сотрудничество. Но с пользой для кого?
Из отзыва от 3 марта 2011 года на работу «Союзстройреставрации» узнаем о тесной и постоянной взаимосвязи директора с проектантами и исполнителями самих работ. Его авантюрные планы ни разу не выносились на обсуждение научных сотрудников музея, но это не помешало заявить, что в музее «доброй традицией стали еженедельные рабочие совещания с участием представителей заказчика, пользователя, надзорных органов федерального уровня и субъекта федерации Ленинградской области, строителями и реставраторами».
Отсутствие четкого представления об использовании других, кроме главного господского дома, строений после их реставрации прослеживается по интервью, данным в разные годы СМИ:
«В помещениях людской планируется оборудовать недорогую гостиницу» (Вечерний Петербург. 2002. 23 янв.).
«Летом мы обязательно перенесем котельную в другое место, а в помещении бывшей кухни планируется открыть кафе в английском стиле... Есть идея переоборудовать кладовую на погребах, где в прежние времена хранились соленья, в дегустационный винный погреб, а в помещении бывшей людской открыть английский клуб» (Вести. 2008. 20 мая).
О превращении второго господского дома в Центр русского языка с гостиничными номерами и рестораном в «английском стиле с приютинской едой», под который уже разработан проект внутренней планировки и интерьеров, говорилось выше.
Последним шедевром творчества директора стал проект «Реставрации литературно-художественного музея-усадьбы «Приютино» (выделено мною.- Л.Т.), которым займется Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга.
Оказалось, что снова начнется работа над проектом комплексной реставрации сохранившихся исторических строений и в него снова включены прошедшие через руки реставраторов главный усадебный дом, ротонда над молочным погребом и кузница.
Напомню: в 1979 году уже существовал и был одобрен Научным советом Областного управления культуры проект реставрации всех сохранившихся зданий и восстановления утраченных.
Обещанное финансирование - 650 млн рублей. На мой взгляд, это не более как очередная авантюра, обещающая возможность распила крупных капиталовложений.
После реставрации комплекса предполагается:
во 2-м господском доме - выставочный зал с функциями конференц-зала;
в людской - экспозиция, посвященная экономике дворянской усадьбы;
в молочном погребе - временные экспозиции;
в винном погребе – экспозиция, посвященная парку;
в кухне-прачечной – информационный центр по музею-усадьбе «Приюитно», а также по историко-культурным и туристическим ресурсам Всеволожского района(!!!);
в доме за прудом - клуб любителей Приютина (!!!) и гостевые комнаты;
в кузнице - функционирующая кузница.
А как будут использоваться остальные площади 2-х этажного второго господского дома, в котором запроектировано возведение мансарды?
Что означает «экспозиция «Экономика усадьбы»; с помощью каких материалов работники музея намереваются воссоздать эту «экономику», а также экспозицию, посвященную парку в бывшем винном погребе и вообще временные экспозиции в молочном погребе – придумать не успели.
Пустота кроется и в идее использовать здание бывшей кухни-прачечной под информационный центр по музею и «Клуба любителей Приютина», появлению и активной работы которого ничто не мешало с самого момента существования музея.
При этом забыли прожектеры о наличии в усадьбе худо-бедно отреставрированной ротонды, еще о двух погребах и помещении кладовой над ними.
Авантюрность этих планов очевидна. С 1978 года музей пополнял свои фонды только по одной теме: жизнь и деятельность литературно-художественного кружка Оленина. В других направлениях - «усадебный быт», история Приютина и отмежеванных от него в последующие после Олениных годы земель; Приютино в годы блокады Ленинграда - научно-исследовательская и собирательская работа не велась! Вместо пополнения фондов, часть ранее собранных материалов по краеведению была просто разбазарена, как это случилось с материалами, посвященными довоенному Всеволожску и летчикам, воевавшим с аэродромов Углово и Приютино.
По-видимому, нашел применение в другом месте и кирпич двух рухнувших в 1976 году колонн и фрагмента фронтона портика ротонды, не использованный реставраторами.
Исчезла коллекция старинного кирпича с клеймами дореволюционных заводов-изготовителей в Щеглове и Ириновке. В коллекции находился также кирпич из церкви Спаса Нерукотворного образа и хозяйственных строений в усадьбе Рябово Всеволожских.
Не известна судьба 40 (!) комплектов дверных внутренних замков с бронзовыми однотипными ручками и накладками, изготовленных в конце XVIII – нач. XIX века. Они были подобраны для установки при реставрации главного усадебного дома.
Пропали также 12 комплектов бронзовых оконных и дверных шпингалетов начала XIX века, установленных на рамах при подготовке к открытию музея в 1974 году.
Вся эта фурнитура не была использована реставраторами.
Вывозился и кирпич со второго господского дома, от которого остались только руины.
Бывший научный сотрудник, а ныне директор одного их филиалов Музея истории Петербурга, иначе не называет директора музея как «Ворюга».
Директор Всеволожского историко-краеведческого музея рассказала, что существовала будто бы угроза вывоза во Францию оригинала «какой-то большой картины» после ее замены в приютинском музее на копию. Об этом она узнала в беседе с представителем районного отдела госбезопасности, который интересовался – можно ли за одну ночь написать копию с большой картины для подмены?
В этой связи очень любопытно упоминание «большой картины» в контексте моей беседы с петербургским предпринимателем, живущем в Бернгардовке. Оказывается, директор музея предлагал ему купить «какую-то большую картину».
Думаю, что в обоих случаях речь шла о находившемся в запасниках музея большом живописном полотне с видом на Рим, находившемся ранее в усадьбе барона П.Л. Корфа в Ириновке.
По словам другого бывшего работника приютинского музея, директор отдавал на сторону предметы из бронзы для изготовления с них форм, и нет никакой уверенности в возврате самих оригиналов.
Не могу утверждать, что вся эта информация о нелицеприятных действиях директора музея достоверна, но она существует и косвенно подтверждается известным мне фактом.
Осенью 1999 года имел место обмен партии отреставрированной мебели красного дерева начала XIX века из собрания музея на живописный портрет Е.М. Олениной из частной галереи. Цены на антикварную мебель в то время значительно превышали цены на живописные портреты, к которым интерес новых состоятельных покупателей резко упал. В этих реальных условиях стала неожиданной щедрость директора музея, передавшего владельцу портрета восемь первоклассных предметов мебели!
Но этим актом обмена контакты директора с хозяином галереи не ограничились. Фотографу, присланному владельцем галереи, были разрешены съемки отдельных экспонатов, которые привлекли его внимание, а через некоторое время из экспозиции были похищены дорогостоящие антикварные настольные часы и икона в окладе. Вором оказался этот фотограф.
Многолетнее пребывание Л. Мазура в музее привело к катастрофическому состоянию территории, гибели парковой зоны, бессмысленной трате средств на «реставрационные и ремонтные» (!) работы на втором господском доме, им же растащенном; к превращению музея не в научно-просветительский центр, а в площадку для корпоративных встреч и разгула на лоне природы.
Л.В.ТИМОФЕЕВ
Автор обращения – инициатор, собиратель, организатор и первый директор приютинского музея (март 1969–июнь 1977); автор журнальных и газетных публикаций в защиту усадьбы и двух книг, посвященных усадьбе и дому Олениных в Петербурге: «В кругу друзей и муз» (Л,,1983) и «Приют, любовью муз согретый (СПб., 2007).
11 Комментарии
С удовольствием поздравляю уважаемого и необыкновенного Льва Валентиновича с наступающим Новым Годом!!! Спасибо за всё, что Вы делаете ради Приютина!
Огромное всем спасибо!!! Но я тоже поперхнулся. Ну зачем же так?
Примите и мои поздравления с приближающимся 2014 годом. В нем стукнет, в январе,
200 лет со дня открытия первым директором А.Н. Олениным Императорской Публичной библиотеки!
21 ноября (по ст. ст.) 250-летие самого Алексея Николаевича. Это событие отмечали в этом году, придерживаясь традиционного года рождения в 1763 году, однако по его многочисленным свидетельствам родился он в 1764-м.
17 декабря исполнится 40 лет со дня открытия и приютинского музея, который никак не желает запомнить эту дату - 17 декабря. Обратите внимание: даже в информации о музее указывается только месяц декабрь.
Да, никак не могу сохранить себя на форуме в качестве его участника и все время требуется новая регистрация. Ну да ладно
Дорогой и уважаемый Лев Валентинович! Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом. Здоровья Вам и энергии неиссякаемой. Для читателей форума Вы являетесь наипочётнейшим гражданином города Всеволожска, защитником его культурных ценностей. Оставайтесь таким всегда!
Всё правильно сказано!
Лев Валентинович, с Новым годом! Примите наше уважение и почёт! Здоровья Вам! Чаще появляйтесь на форуме, Вы, Ваши знания и сообщения тут всем нужны!
Присоединяюсь ко всем поздравлениям.
Лев Валентинович, здоровья, сил желаю Вам в наступающем году! И пусть сбудется всё, что хотелось, о чём мечталось, пусть наступающий 2014 год будет годом наших многочисленных побед!
Осталось менее двух часов до шампанского, а я к компьютеру. Только что позвонил Леонид Викторович Мазур и очень коротко поздравил с Новым годом, пожелав главного - хорошего здоровья.
Я же с утра много раз пытался дозвониться до Всеволожского УМВД по поводу их лаконичного письма и только во второй половине дня дозвонился до дежурного. Посоветовал приехать в приемный день на прием и все узнать. Придется ждать 9 января.
За здоровье всех в Новом году!!!
Вы меня засыпали поздравлениями по всем каналам. Спасибо Вам огромное!
Оказывается, Вас, Лев Валентинович, можно поздравить сегодня с днём рождения! Здоровья Вам, неувядающей веры в свои убеждения! Поверьте - есть достаточное количество людей, поддерживающих Ваши мысли, но не обладающих Вашими знаниями, энергией и целеустремлённостью!
С удовольствием присоединяюсь к поздравлениям!
Всем поздравившим большое спасибо за внимание и теплоту. Завтра, если не возникнут проблемы с погодой, собираюсь во Всеволожск, чтобы попасть на прием в УМВД. Рано очень темнеет, а прием вечером, но все же планирую. Что же сделано и что будет дальше???
Сегодня и вчера разослал свои обоснования рождения А.Н. Оленина в ноябре 1764 года в министерство культуры, в Эрмитаж, в музей истории Петербурга, в Академию художеств, в Публичную библиотеку