Вопрос первый: для кого отделом культуры и музеем устраиваются на территории Приютино ежегодно эти фестивали, на сколько они популярны у населения Всеволожска и Петербурга, и — главное — как это увязывается с идеей Приютино как музея-усадьбы федерального значения? Якобы, это устраивалось «в духе нового времени». «Дух нового времени» для Приютино, господа, это скорее — современное прочтение Гомера (его «Илиады», которую переводил в Приютино Н.И.Гнедич), текстов Крылова, Мицкевича и других литераторов, посещавших наши края. Или рифмоиды на музыку Глинки, картин Брюллова, или рэп-ропалики, или, в конце концов, центоны, собраные, например, из Пушкина:
Я помню чудное мгновенье -
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги, сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.
Похоже, что в Приютино всё поставлено с ног на голову. Ну всё наоборот, вне всякой логики! Какое отношение к Приютино имеет то, что было тут 28 - 30 июня? Кто даёт "добро" на подобные концерты? Я не поленилась, просмотрела все сноски, прослушала "музыку" и "поэзию" этих групп... Посмотрела их нецензурные отзывы в интернете.
Да, есть любители и такого творчества, многие любят расслабиться под такой фон. Но зачем именно в Приютино? Почему "пробу пера" этих ребят нельзя устроить в другом более подходящем месте? Хочется спросить директора и наш отдел культуры: "Что повлияло на ваш, ну скажем так, вкус?".
Мне говорят— везде сейчас так, везде полный бардак.
Не верьте! Услышала я про праздники культуры в грибоедовской усадьбе Хмелита, до которой от райцентра в Вязьме - 40 км, от Смоленска - 200 км, а от Москвы — 262. Захотела побывать там, глянула в интернет — а вдруг и там проводятся рок-фестивали с дымом и треском аппаратуры? Может быть там так же, как в Приютино, оставляют разрушаться старинные руины как экзотику? Может быть жарят шашлыки и разбивают палатки (как-никак 21 век на дворе - век потребления и обжорства во всех смыслах этого слова). А может быть мусор там не убирают годами с целью приближения к деревенскому загородному быту?
Нет - чистые строения, газоны; культура, одним словом.
Читаю на их сайте: "Главная функция Заповедника- просветительская: возрождение исторической памяти, воспитание уважения к прошлому, к культурному наследию нации. Музейный комплекс стал одним из очагов культурного возрождения в крае. Здесь проводятся конференции, в том числе и международные (Грибоедовские чтения, Хомяковские чтения), материалы которых публикуются в научных сборниках. Традиционно в январе отмечается день рождения Грибоедова с участием писателей России, в июле проводится Всероссийский грибоедовский праздник с вручением театральных премий имени А.С.Грибоедова победителям конкурса за лучшую театральную роль. Конкурс был учрежден с целью сохранения традиций российской театральной школы, в память гениального русского драматурга. В программах праздника - художественный вернисаж "Прекрасное пленяет навсегда", выставка "Русская усадьба, летние забавы и развлечения", лодочные и конные прогулки, традиционный литературный поединок, смоленский театр "Молодой балет", ансамбль казачьей песни "Вольная станица".
И ещё читаю: "Музей-заповедник является одним из центров по изучению жизни и творчества Грибоедова". Директор заповедника начинал как художник-реставратор. 30 лет назад Хмелита была запущенным в глубинке местом, где велась реставрация главного усадебного дома. Сейчас там идет огромная работа по всем направлениям и кроме "грибоедовской" темы - главной - в этом комплексе развернуты несколько важных экспозиций, одна из которых - Отечественные войны 1812 и 1941 годов. Действительно, ничто не забыто. Это и в самом деле ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ ! Высочайшей!!! И в интернете после ежегодных научных конференций и праздников (вместо, извините, матюгов после электрических уикендов неизвестно откуда взявшихся групп) только восторженные отзывы и рассказы участников.
А что у нас в Приютино? Тут ведь этих "грибоедовых" столько побывало!!! Вот и изучать бы все приютинские персоналии вместе и отдельно! Местным музейщикам бы совершать научные изыскания-подвиги, ибо те, кто сейчас представляет для всего мира «тренд» России, бывали в Приютино. Нам нельзя забывать эти имена! Это - наши охранные обереги, талисманы. Да и деток хорошо воспитывать на их творчестве.
Давайте пробежимся по сайту ВСЕВОЛОЖСКИЙФОРУМ.РФ, где множество документов и комментариев по музею-усадьбе Приютино:
«Никаких научных чтений, конференций, встреч с интересными людьми с приглашением интеллигенции Всеволожска. Никаких научных изданий».
«Удивляет, что уже несколько месяцев на форуме выкладываются шоковые документы по Приютино, но ни властей, ни прессу, ни прокуратуру это не взволновало. Никакой реакции!!! Удивляет, что Лев Тимофеев (первый директор Приютино, который до сих пор болеет за своё детище), не скрываясь, выкладывает всё это, и он, славаБогу, жив-здоров. Это что, уже бандитское государство? И всем всё равно, про что там чирикают, как воробьи по весне, какие бумажки люди читают?»
«Такой обличительной силы его документы, с одной стороны, а с другой, - такая дотошность проникновения в историческую правду в его архивных поисках!»
«Если не можем справиться с прокуратурой, то уж беречь, хранить и уважать то, что в нашем городе, мы можем. Приютино - НАШ центр НАШЕЙ культуры. И культура не бывает прошлой. Державин, Пушкин, Грибоедов, Брюллов... Такие имена не бывают в прошлом. Культура - всегда культура. А сейчас у нас Приютино - как драгоценнейшая ваза, за ненадобностью заброшенная в дальний пыльный угол дома после евроремонта».
«Скажите, зачем нужно было в Приютино реконструировать просто 1914 год, когда логичнее реконструировать, например, май 1828 года - с музыкой (за ф-но сам Грибоедов, когда жить ему остался всего год!), с буриме, с баснями и костюмами, с фантами и призами! Да можно реконструировать любую другую дату, с прекрасными стихами Пушкина того времени. Тем хватит на целый год».
«Почему после съемок нескольких телесериалов не были проведены хотя бы незначительные ремонтные работы в Приютине; почему с 1980-х годов продолжает "обогревать" дом "временная" котельная?..».
«Может быть это должны сделать борцы невидимого фронта, какие-то молодые и суперактивные горожане, которым по силам заставить органы местного самоуправления работать на интересы г. Всеволожска?»
«Эти вопросы уже просто густым туманом висят над Приютино. Мы вопим о беде, а у власти - полное равнодушие».
«Много вопросов. Но пока только полное пренебрежение к местным жителям и к тем, чей дух ещё витает над этим местом, как бы ни старались их имена вытравить из памяти людей».
«Как реагируют на это Отдел Культуры, Отдел Образования? А никак! Господа, вы ведь не в Туле или Орле, не на другой планете, а в двух шагах от Такого Культурного Очага, который делает Всеволожск особым городом. От того, что вы «выше всего этого», жизнь в городе лучше не станет, и дети наши не будут образованнее. И пожалуйста, хотя бы подержите в руках книгу «Приют, любовью муз согретый» - уникальный научный труд Л.В.Тимофеева. Знаете, о чём я размечталась? Чтобы все учителя школ нашего города прошли по этой книге курсы повышения своей квалификации! А старшеклассники - ну хотя бы факультативно …»
«Дорога Жизни проходит сквозь усадьбу. Правая сторона трассы уже лишилась статуса охранной зоны памятника и там бурно происходит освоение бывших приютинских земель. Да, конюшня, каретный сарай, рига, территория сада и огорода, что на правой стороне дороги, теперь уже не территория исторического объекта и забот меньше, и претензий нет!
Новая трасса перечеркнула все надежды на возрождение и благоустройство территории бывшей исторической усадьбы. Никто не попытался даже сделать хотя бы письменные обращения.» Более того, «В ответ на запрос департамента госохраны областного Комитета по культуре директор приютинского музея ответил, нисколько не сомневаясь в своей правоте: «... время диктует свои требования к дороге. Она, безусловно, стала шире, изменился уровень в сторону повышения, ликвидирован прогиб в зоне пруда. Все эти изменения неизбежны, т.к. мы не одни в этом мире.». (Вот вам позиция хранителя усадьбы, его логика, мировоззрение и его русский язык!).
«В общем, всё как у реальных пацанов: бабулька померла, это неизбежно, время диктует шкапчик её выбросить, а то тесно папке с мамкой. А от вашей науки скулы сводит. Вот такие, дети мои, реалии в нашей дружной "семье Всеволожской", где интеллигенцией и не пахнет. Иначе эта интеллигенция быстренько бы поставила на место лихих и бестолковых родителей №1 и №2».
«Идут годы, и это ещё раз доказывает, что людей, ценящих настоящую культуру - единицы (что было во все века), а широко и перспективно-патриотически мыслящих и того меньше. И это жизненная реальность. С годами люди мельчают в большинстве своём, а единицы интеллектуалов много ли могут в одиночку? Задайте себе вопрос: чем ещё выгодно отличается Россия от других стран кроме Вечной Культуры и триумфа прошлой космонавтики!»
«Мы всё дальше и дальше отдаляемся от Культуры. Имеют место искажения фактов исторических - будем надеяться, что искажений невольных. Да и забывают люди то, что забывать нельзя! Выросло целое поколение, для которого Мадонна — это что-то полуголое на сцене, а Леди, это (извините) какая-то ГаГа. Может быть, действительно никому уже не нужен мир Приютина?»
«Пора перестать обманываться, что кому-то в нашем городе интересно: а куда уходят отпущенные на реставрацию Приютино - ЛИЦА ГОРОДА -- деньги? Пора увидеть, что и вороватых (за редким исключением) директоров музеев, и куражистых чиновников люди просто в упор не видят или видеть не хотят. Людям хорошо промыли мозги, и теперь патриотизм и ответственность перед следующими поколениями - уже понятия не существующие. Поэтому всеволожцам теперь всё "до фени".
А двух - трёх зрело мыслящих мудрецов не только не слышат, не только не хотят, но уже и не могут услышать - ни простолюдины, ни якобы образованные, которые во власти. Не стоит обижаться на мои слова, ибо это - реалии нашего времени ("Не дай господь мне вляпаться во власть" - когда ещё сказал В.С.Высоцкий!)»
«Надежды не оправдались, музей и его "заповедная" территория погрязли в дерьме. И никому нет дела до того, что там происходит. Дружный коллектив сотрудников забыл даже о дате 17 декабря... Территория парка вырублена. Дорожки заросли, пропали скамейки, кругом запустение. Все это — прямое нарушение закона об охранных зонах памятников! Ведь никто просто не замечает этого запустения; все привыкли».
«Время диктует», - уверяет Л.Мазур. Нет, уважаемый, не будем кивать на время. «Разруха в головах», - вспомните профессора Преображенского из «Собачьего сердца». И он тысячу раз прав!
«Требуется самим всеволожцам понять — а какова ценность Приютина лично для нас. Все, что происходит на территории охранной зоны, происходит именно с дозволения администрации и с попустительства коренного населения».
«Кто-нибудь из педагогов или деятелей культуры города включился в обсуждение темы Приютино, которая столько времени висит сайте ВСЕВОЛОЖСКИЙФОРУМ.РФ? Кому-нибудь больно, что Л.В.Т.имофеев столь самоотверженно и явно безрезультатно сражается за "своё Приютино"? Да не его оно, а наше, наше прошлое, наше настоящее и наше будущее. Неужели кто-то думает, что выглядит значительной личностью, считая главным в городе эти макдональдсы, форды, многоэтажные монстры и прочее "большое чужое". Есть понятие "Иваны, не помнящие родства" - это о всеволожцах, включая и власть, и большинство населения. Приютино — это наша культурная основа, без которой мы - «промокашки», на какой бы ступени социальной лестницы мы ни стояли».
«К чему я это всё? Я не призываю делать патриотическую прививку безнадёжно больному населению. Особенно сейчас, когда город разрастается за счёт потока новых жителей - "всех мастей из разных волостей". Я надеюсь, что те несколько неравнодущных, кто размещает на форуме свои посты и понимает ценность Приютино для города, будут продолжать быть примером человеческой зрелости всем нам».
Слова Назыма Хикмета сказанны давным-давно, но не потеряли смысла и в наши дни: "Ведь если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если он гореть не будет, то кто тогда рассеет тьму?".
Я обращаю это письмо к Отделу Культуры, Отделу Образования и Совету Депутатов. Вы согласны, что мы все — большая семья всеволожцев, а вы - «отцы города»? Вы согласны, что не гоже нам гордиться новоделами больше, чем персоналиями приютинскими. Тогда вы понимаете, что в «нашем общем доме» есть сокровище, с помощью которого (извините за прагматизм) можно успешно строить воспитание - образование детей, легко прививать им чувства достоинства, патриотизма, гордости за свою культуру, бережное отношение к родному языку. И много чего ещё можно легко решать с помощью восстановленного Приютино.
Всеволожск — особый город. Какой город может ещё похвастаться таким количеством и качеством своих «предков»? И у нас возможна особая программа воспитания детей и взрослых жителей на основе культурного наследия и цвета российской культуры прошлого, на основе нашего Приютино. Жители других мест, когда читают детям «У лукоморья...», не могут им сказать: «Эту поэму написал Пушкин, он бывал тут у нас, а Глинка потом сочинил оперу про Руслана и Людмилу. Наши Пушкин и Глинка — известные на весь мир поэт и композитор. Они, наверное, встречались в нашем Приютино, обедали вместе. Надо поговорить об этом с экскурсоводами, они знают». С нашими ребятишками такие беседы мы можем вести хоть каждый день! Хоть в классе, хоть дома.
Что-то нужно реально делать. Есть у нас городской/районный план по Приютино? Только не говорите про заявления-прокуратуру-комитеты разные. Я намеренно опустила тему про килограммы уже отправленных-полученных бумаг. На мой взгляд, нужно «поменять точку сборки», взглянуть всем на Приютино заботливо и по-хозяйски. Программа восстановления, функционирования, финансирования и использования уникальной усадьбы-музея должна быть не за семью печатями, она не должна забалтываться и откладываться «на потом». Нам нельзя быть равнодушными. Это часть нашего города. Часть нашей жизни. Кстати, что там планируется на 50-летие Всеволожска?
Fekla
Открыть статью