Перейти к содержимому






* * * * * 1 голосов

Хам, Мещанин, Аскет и Воин

Написано АВА , 13 February 2012 · 1539 Просмотров

Общество политика история городская жизнь
Хам, Мещанин, Аскет и Воин.

Почему в нашем обществе наибольшее распространение получило воровство, а не честный труд? Почему большинство наших зрелых людей стремятся быть начальниками, а не специалистами? Почему у нас не хватает домов престарелых при живых родственниках? Почему Российская Традиция капитулировала перед Западной Демократией? Кто мы – современное Российское общество и куда идем?
К сожалению, на эти вопросы современная социология не отвечает. Имеется много российских авторов, которые писали на эту тему. Попробуем с их помощью ответить на поставленные вопросы.
Прежде всего, определим, что такое Российская традиция. Исследованию Росийской традиции посвятил много статей российские историки и философы: Герцен (1864 г), Д.С. Мережковский (1906 г.), А.В. Елисеев (2001-2011 г.), В.С. Степин (1994-2008г.) и др.
Известно, что Россия развивалась всегда другим путем по отношению к Европе. Вспомним, что в Средневековой Руси так и не возникли городские коммуны. В Европе укреплялось городское общество, которое в дальнейшем превратилось в буржуазный уклад и буржуазную идеологию. В России господствовала монархия, которая напрямую контролировала развитие всех социальных групп. Духовную жизнь общества и идеологию в России формировала Церковь. Царь и Батюшка формировали российское мировоззрение. Россия была страной, в основном, аграрной. В селах люди жили общиной, помогали друг другу, чем могли. В городах жила Российская Аристократия, воспитанная на Русской Культуре, и поддерживающая ее традиции. Люди жили не богато, но с обостренным чувством справедливости. Всегда на первом месте было духовное, а материальное на втором. Доброта и любовь в людях ценились выше всего. Граждане были преданы Государю и Государству Российскому. Государь был предан народу русскому и был над групповыми интересами и помещиков и буржуазии и крестьян. В итоге зачатки капитализма в России появились на сто лет позже, чем в Европе (в середине 19 столетия). Первое требование возникшей тогда буржуазии – Конституция и демократизация. Возникновение буржуазии во всех странах всегда приводило к революциям под этими лозунгами. Требование демократизации власти в России превратились в буржуазную революцию 1917 года. Получив власть, однако, наша буржуазия ее бездарно потеряла, наделав глупостей, свергнув царя и отдав власть толпе, в которой самыми расторопными оказались большевики. Большевики демократизацию понимали по-своему. Пролетарская диктатура. Полный отказ от частной собственности. Все равны. «Каждая кухарка может управлять государством». В период смуты и кровавой гражданской войны была практически уничтожена вся Российская Аристократия - носители Великой русской Культуры и Нравственности. Уничтожена Церковь.
Пережив такую историю, русский народ (по А. Елисееву) расслоился на четыре важных, для понимания происходящего сегодня, архетипа: Хам, Мещанин, Аскет и Воин.
Хам – самый распространенный сегодня российский архетип. Предвидел появление хамов в связи с обуржуазиванием Европы еще Герцен в 1864 г. в статье «Концы и начала» и Д.С. Мережковский в 1906 г. в статье «Хам грядущий», но самой обстоятельной статьей про хамов была статья, опубликованная в 2001 г. А. Елисеевым «Пришедший хам».
«Хам существо ленивое и бездарное, ненавидящее все деятельное и талантливое. Он старается разрушить любую культуру, она ему мешает жить. Хам существо с примитивным мировоззрением. Отдельные его представители (например, Вельможный Хам) прячут свою неспособность к созидательному труду за научные и культурные штампы и фразеологию. Хам любит деньги грубо и самозабвенно. Хама можно преодолеть только грубой силой. Увещевания на него не действуют.» Придя к власти в 1917 году, потопив в крови всю Российскую интеллигенцию Хамы, 80 лет вытравливали у народа все традиционные российские ценности, оттеснив их в область бессознательного. В результате мы получили самый распространенный российский архетип, основными чувствами которых, являются зависть, жадность и злость.
Мещанин (по А. Елисееву – торгаш). Мещанин – порождение капиталистического общества. «Он персонифицирует собой постоянное механическое накопительство. Он пытается сконцентрировать все материальные ценности в эквивалентной денежной массе вещах. Культуре мещанина на Западе соответствует протестантизм, ставящий в основу жизни упорный труд во имя своего личного материального процветания, которое является единственным смыслом его жизни». Такая этика жизни очень широко распространилась в России в социалистический период. Иметь импортные вещи в нищей стране считалось верхом счастья и успешности гражданина. При этом деньги на эти вещи добывались по-хамски - воровством. Следует помнить постоянную критику мещанства в нашей стране в то время. Много по этому поводу написано было в 60 г. В. Липатовым. Ему принадлежит прекрасная фраза «Преступление - это мещанство доведенное до абсурда». Именно мещанство заставляет хамскую сущность бюрократов брать «откаты» за подряды, взятки за «услуги», совершать другие должностные преступления. Хамы и мещане всегда идут рядом. Хам всегда хочет выглядеть успешным мещанином. То, что мещанин добывает упорным трудом, способностями, хам, из-за отсутствия способностей, добывает воровством и другими преступлениями.
Кто же может противостоять засилию в нашей стране хамов и мещан? Им противостоят Аскет и Воин.
Аскет – главная фигура нашего российского Возрождения. Именно Аскеты – честные, порядочные люди, для которых материальное благосостояние не главная цель в жизни, являются людьми, на которых держится теперь наша российская цивилизация.. Аскет – это сохраненная совесть предыдущих поколений. Аскет – это наш моральный пример и принцип. Аскет – человек, взявший на себя ответственность за выбранное дело и доводящий его до конца, несмотря на жизненные трудности. Главное для Аскета принцип и дело, а не их стоимость. Аскет чисто российский архетип. Вынужденными Аскетами у нас являются честные врачи, учителя, преподаватели ВУЗов, техническая интеллигенция. Убежденными Аскетами являются честные работники правоохранительных органов, сотрудники городских Администраций, и других госудаственных и не государственных структур, находящиеся в криминальном окружении, но принципиально не берущие взяток, честно и добросовестно выполняющие свою работу. Таких людей у нас в стране не мало. Яркими идейными Аскетами являются общественные деятели: А. И. Солженицин, А.Д. Сахаров, Д. С. Лихачев, математик Григорий Перельман, очень многие деятели Русской Православной Церкви. На Западе такой тип людей просто не нужен. Там другая идеология. Там каждый трудится лишь для собственного благополучия. Наши Аскеты вынуждены трудиться для благополучия всех, при этом о собственном благополучии не заботясь. Этот архетип русских людей находится в постоянном противоречии с хамами и мещанами на своих рабочих местах и в обществе.
Воин – убежденный Аскет, сознательно борющийся за Государство Российское, отстаивая его интересы. По своим личным качествам он настоящий Русский Аристократ, стоящий выше пороков общества. Воин – человек «общественный» (по М.В. Ломоносову) жизнь его принадлежит России и всецело посвящена делу, которому он служит. Воин – человек талантливый и самоотверженный. Воин живет по принципу: «Если не я, то кто?». Самая высокая ответственность этого человека, это ответственность перед своей совестью. Затрудняюсь привести современные примеры таких людей, но уверен, что они, конечно, есть и в правительстве и в администрациях и в партийных списках.
Приведенная схема архетипов позволяет нам ответить на вопросы, поставленные в начале статьи. Если Хам – самый распространенный наш архетип, то понятно почему в нашем обществе наибольшее распространение получило воровство, а не честный труд, .и почему большинство наших зрелых людей стремятся быть начальниками, а не специалистами. Если в нашем обществе превалируют теперь ценности личного благополучия над традиционными для России духовными ценностями, то становится понятным, почему у нас не хватает домов престарелых при живых родственниках и интернатов для детей сирот при живых родителях. Видимое благополучие на Западе и их идеология накопительства неизбежно ведет людей к мещанству и обывательщине. Это начинаешь понимать, когда уже все есть и наступает мучительное одиночество среди вещей.
В каждом человеке много намешано от приведенных архетипов. Человек может быть Мещанином, из которого время от времени вылезает Хам, или Аскетом с пороками Мещанина. В одном человеке может быть намешано от всех четырех архетипов. Жизнь каждого человека в России это постоянная борьба с собой. Не вина наших людей, что Российское Государство пережило такую драматическую историю, а наша общая беда. С этой бедой нам предстоит бороться сознательно. С одной стороны это постоянный поединок с самим собой. Как по А.П.Чехову «…нужно каждый день по капле выдавливать из себя» Хама и Мещанина. С другой стороны нужно увеличивать ряды Аскетов и Воинов в стране, должно увеличиваться количество людей неравнодушных, ответственных (Если не я, то кто?), отстаивающих свою позицию. Главное, что нужно, это восстановить утерянную Российскую Традицию, когда духовное на первом месте, а материальное на втором.

А.В.Александров
г. Всеволожск