Перейти к содержимому



Поиск товара, услуги



Новые блоги



- - - - -

Всеволожский историко-краеведческий музей


Адрес: Ленинградская обл., г. Всеволжск, Колтушское шоссе, д. 40, тел. (81370) 2-34-80

Музей находится у Румболовской горы, почти на перекрестке Дороги Жизни и Колтушского шоссе.
Если ехать (идти) по Колтушскому шоссе от пл.Всеволожская - то по левую сторону (а не по правую, как можно было бы догадаться по номеру дома) не доходя метров 50 до перекрестка.
Чуть в глубине будет стоять желтое 2-х этажное здание (бетонно-деревянное) - это он!

Режим работы: с 10.00 до 18.00, кроме воскресенья и понедельника

Обновление: Как поправляет нас эксперт Лев Валентинович Тимофеев, музей расположен не в здании сыроварни конца XVIII в, как пишут в разных источниках. Настоящее здание сыроварни многие годы "восстанавливалось", но так и не было подведено под крышу. А музей с самых первых дней находится в здании безвестной постройки.


84 Комментарии

Во Всеволожске два мэтра-краеведа: признанный обществом и государством Л.В. Тимофеев и признанная обществом (почетный гражданин города Всеволожска), но непризнанная государством М.С. Ратникова.
Насколько я помню, музей "Приютино" открыли в середине 70-х.
Всеволожский государственный историко-краеведческий музей открыли в 1988 году. Его экспонаты разместили в хозяйских постройках, а главное здание музея - сыроварню барона Фредерикса, которая в советское время служила домом отдыха пекарей, пионерлагерем "Березка", лыжной базой "Снежинка", а в блокадные дни - жильем для летчиков и штурманов 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВМФ СССР, было решено реставрировать, придать ему первоначальный вид, и там разместить уже и краеведческие, и исторические экспозиции. За три советских года М.С. Ратникова сделала невозможное. В двухэтажной хозяйской постройке открыла музей, и хозспособом начала реконструкцию сыроварни. Затем произошло то, что произошло. В смутные 90-е годы, Ратникова, как сердцем, чуяла, что преобразование ее государственного музея в филиал областного музейного агентства - начало убийства. И в 1992 году она вышла из этого агентства, и вот уже третий десяток лет без зарплаты и на свои средства содержит все, что нынче называется Всеволожским государственным историко-краеведческим музеем.
В 2000 году был пожар. Сгорел второй этаж. Ратникова продала квартиру, чтобы восстановить и заново открыть музей.
Музей стоит на очень "прибыльном" месте. Десятки предложений о продаже этого куска земли она отвергла. Но без слов подписала документы о добровольной передаче куска музейной земли дорожникам и электрикам, когда велся капитальный ремонт Дороги жизни.
С 2004 года Правительство Ленобласти пытается музей задушить. Оно передало в аренду, кажется, на 25 лет, музейную землю с надостроем сырроварни ООО "Корунд". Десятки официальных и неофициальных наездов музей выдержал, в том числе, и с нашей с Васильевым помощью. Затем были суды с ООО "Корунд". Которые они проиграли. теперь начинается судебная эпопея с самим облКУГИ. 5 февраля в арбитражном суде начинается новое действо по убийству музея.
Идефикс музея - слово "государственный". Сколько было поползновений, чтобы лишить его этого, государственного статуса, который музею присвоен всеволожским горисполкомом в 1988 году и подтвержден администрацией всеволожского района в 1994 году. Давно уже нет тех властных государственных структур, которые дали статус музею. И лишить его названия может только их преемник - МО "Город Всеволожск", который, надеюсь, на этот кощунственный шаг не пойдет.
В 2010 году по моей инициативе и по согласованию с М.С. Ратниковой было создано МУ "Всеволожский краеведческий музей", котрый должан был быть открыт в доме купца Хомякова. Чисто краеведческий музей. А сыроварня барона Фредерикса должна была стать памятником участников Великой Отечествыенной войны, в превую очередь, 1-му гвардейскому Клайпедскому минно-торпедному полку авиации Военно-Морского Флота СССР. И название этого музея должно быть одно - Всеволожский государственный музей!
Каждое воскресенье с 12-00 до 14-00 Марина Семеновна ратникова открывает ворота музея. Всякий желающий может туда придти. Она никогда не откажет и проведет экскурсию. В настоящее время она готовит выставку в музее художников, которые жили или писали на всеволожской земле.
Живет марина Семеновна и ее муж, Евгений Евгеньевич, рядом с музеем, на Колтушском шоссе, д. 63. Домашний телефон, 23-321. Звонить надо долго. марина Семеновна в хлопотах.
Ув. Дмитрий Васильевич! В сообщении 27 (см.выше)Вы пишете что по Вашей инициативе и по согласованию с М .С .Ратниковой было созано МУ "Всеволожский краеведческий музей " ВОПРОС: КАК Вы вместе с физическим лицом М.С.Ратниковой могли создать МУ (Муниципальное Учреждение)" Всеволожский краеведческий музей". ПО данным на сегодняшний день есть МУ "Всеволожский историко- краеведческий музей" на содержание его в бюджете города в 2012 году израсходовано 250 тыс. руб а на 2013 год заложено более 1миль 350 тыс руб.ВОПРОС: Что сделано в 2012 году и что будет сделанно 2013 году более чем за 1 миль 600 тыс руб, по сохранению истории города Всеволожска.СПАСИБО!
Музей позновательный, я очень много узнал о своем городе! Был в нем, если не ошибаюсь последний раз еще до пожара! Экскурсию проводила сама "директор" музея. Она мировая женщина, столько перенести! Но как всегда деньги решают многое, но надеюсь не победят!

А какая красавица Марина Семёновна!!!

На фотке Нина Александровна Кикнадзе (урожденная Дзагилер). Очень позитивный человек. Она родная сестра моей бабушки и я вспоминая ее и свою бабушку поражаюсь кипучей энергии людей этого поколения, перенесшего столько в своей жизни.

Станции Всеволожской сколько лет? ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГА. Ириновская железная дорога.

9 июня исполнится 25 лет государственному краеведческому музею Всеволожска.

Этот материал был напечатан в газете «Всеволожские вести» 15 авг. 2003 г.
Полк Преображенского
Из истории 1 ГМТАП КБФ
Как это ни печально, но тема «Домика на Всеволожской» и «43-х богатырей-балтийцев» – Героев Советского Союза, появившаяся в печати сорок лет назад(!), только сейчас вызвала полемику. Она, к сожалению, бесплодна, поскольку ее участники также не опираются на первоисточники, как и первый автор публикаций на эту тему Г.И. Мирошниченко.
Не испытывая никакого желания вступать в эти споры, предлагаю познакомиться с выписками из приказов, оперативных сводок, отчетов, журналов регистрации потерь и др. документов архивных фондов 1 гвардейского минно-торпедного авиаполка, штаба ВВС КБФ и Управления 8-й авиабригады (потом – авиадивизии), в состав которой входил полк. Сделаны они еще в 1969 году.
1. Когда летчики Преображенского появились на всеволожской земле и как долго они там находились?
К началу Великой Отечественной войны 1 МТАП (еще не гвардейский) находился на аэродроме Беззаботное в Ораниенбаумском районе Ленинградской области, имея на вооружении 61 исправный самолет ДБ-3 и 66 полных экипажей, из которых только 14 были готовы к ночным полетам.
30 июня 1 АЭ перебазировалась в Копорье, а 5 АЭ – на не дооборудованный аэродром в Клопицах, тем самым максимально приблизившись к морю, но 15 июля из-за близости фронта 1 АЭ возвратилась снова в Беззаботное.
19 августа, в виду участившихся штурмовок самолетами противника аэродрома в Беззаботном, полк, за исключением оперативной группы, ранее перебазировавшейся для выполнения спецзадания Верховного главнокомандования на остров Эзель (Сааремаа), перелетел в Новгородскую область, в Пестово. Штаб полка разместился по-соседству – в Богослово. 31 августа полк перелетел на оперативный аэродром Новинки, находившийся южнее Пестово.
В числе прочих, с 29 октября полку была поставлена задача уничтожения авиации и железнодорожных узлов противника. Для ее выполнения отдельные экипажи использовали, кроме аэродромов в Новинках и Богослово, также и Углово. К тому времени поселок Всеволожский вместе с Ленинградом оказались в кольце вражеской блокады и возникли серьезные проблемы с продовольственным обеспечением экипажей, действовавших с Углова. В этой связи появился приказ № 0100 от 21 ноября, подписанный в Новинках Е.Н. Преображенским:
«В целях улучшения питания летно-технического состава, базирующего на аэродром Углово, приказываю:

1) С 21.11.41 г. по 30.11.41 в гарнизоне Новинки летно-техническому составу прекратить выдавать масло, сыр и белый хлеб.

2) Накопленный резерв масла, сыра и белой муки 21.11.41 отправить на аэродром Углово.

3) Командирам, комиссарам всех подразделений разъяснить перед строем всего личного состава о необходимости улучшения питания летно-техническому составу, выполняющему ответственные боевые задачи на аэродроме Углово».

А вот и некоторые дополнения, извлеченные из справки особиста НКВД КБФ: «В ноябре месяце 1941 г. на аэродроме Углово базировались 6 самолетов 1 [ГМТ] авиаполка, а руководили этими машинами кроме командующего ВВС генерал-майора Самохина командир 8 АБ полковник Логинов, его помощник полковник Семенов, комиссар бригады бригадный комиссар Александров … командир полка Герой Советского Союза полковник Преображенский (Военно-исторический журнал. 2006. № 8)

Сведения, извлеченные из этой справки, позволяют утверждать, что летчики Е.Н. Преображенского продолжали использовать для выполнения боевых заданий угловский аэродром и в декабре 1941 г.: «В ночь с 8 на 9 января 1942 г. 5 самолетов 1 ГМТАПполучили задание нанести бомбоудар по г. Луге. Командир полка Герой Советского Союза полковник Преображенский в этот день перебазировался с аэродрома Углово в Новинку….
Из приказов по 8-й авиабригаде, в которую входил и 1 МТАП, видно, что 21 января 1942 года экипаж Тужилкина, а 23 января Калинкина вылетали на выполнение боевого задания с угловского аэродрома. Из справки особиста узнаем и некоторые неприятные подробности; «23 января 1942 г. при взлете с бомбовой нагрузкой с аэродрома Углово потерпел аварию самолет ДБ-3ф мл. лейтенанта Калинкина» (Тот же Калинкин, но уже лейтенант,18 мая 1942 г. «при перелете из Новой Ладоги в Углово при посадке на аэродром Капитолово промазал и срезал шасси»).
8 марта 1942 года в 3 часа утра для постановки мин в районе Хельсинки из Углова вылетели самолеты Кузнецова и Дроздова. Из-за неполадок самолет Кузнецова, однако, вынужден был совершить посадку на аэродром в темную ночь с подвешенной миной (первый подобный случай в боевой практике полка). Дроздов же и его штурман Котов (впоследствии Герой Советского Союза) успешно поставили мину в битый лед.
20 февраля 1942 г. Военный совет КБФ вручил полку на аэродроме Новинки Гвардейское знамя. Знаменосцем был назначен командир 2 АЭ М.Н. Плоткин, ассистентами – флагштурман полка П.И. Хохлов и командир 1 АЭ А.Я. Ефремов – все участники полетов на Берлин и Герои Советского Союза.
27 марта 1942 г. командир полка Е.Н. Преображенский подписывает в Новинках приказ, который приведем с небольшими сокращениями: «Сего числа в 12-00 полк перебазируется на аэродром Углово. Готовность самолетов к отрулированию – 11-45. Маршрут полета: аэродром Новинка – река Тихвинка – Новая Ладога – мыс Воронок – центр Ладожского озера – Углово. Посадка в Углово по одному <…> После посадки на аэродроме Углово немедленно привести в боевую готовность все экипажи».
Однако перебазирование в тот день не состоялось, и полк продолжал выполнять свою боевую работу с аэродрома Новинки, одновременно используя другие взлетно-посадочные полосы. Так, приказом № 49 от 12 мая 1942 г. в Углово были переброшены три самолета из 4-й эскадрильи и 2 самолета из 2-й; своим заместителем на этом аэродроме Преображенский назначил командира 4-й эскадрильи Косова.
Первый приказ по полку, подписанный в Углово, относится к 13 июля 1942 г. Вот когда штаб полка перебазировался на всеволожскую землю! Однако его материальная часть не позволяла вести активную боевую деятельность. Потеряв за первый год войны 82 самолета ДБ-3, полк на 22 июня 1942 года имел всего лишь 26 исправных самолетов, из них: 3 - в Новинках, 5 – в Устюжне, 4– на Гражданке, один – в Больших Крестах и 13 в Углово. На 13 сентября 1942 г. на Всеволожской находились всего 26 экипажей трех эскадрилий; 5 АЭ еще в июне, «в целях быстрейшего ввода в строй молодого летного состава», из Новинок временно перебазировалась в Устюжну.
Находясь на Всеволожской, полк использовал для боевой работы как угловский, так и недавно построенный аэродром в Приютине. С апреля 1943 г. штаб полка обосновался в Приютине.
9 сентября 1943 г. полк покинул Всеволожский район, перебазировавшись под Коломяги на аэродром в Каменке.
За время нахождения летчиков-балтийцев на Всеволожской командирами полка были Е.Н. Преображенский, Н.В. Челноков, И.Н. Пономаренко, Дарьин. В записках Преснякова от 23 июля 1942 года отмечено, что накануне, т.е. 22 июля, Преображенский убыл в 8-ю авиабригаду (С.170). О выбытии Хохлова - ничего. С 19 сентября 1943 г. командиром назначен И.И. Борзов (С. 220).
НА АЭРОДРОМЕ КАГУЛ
Для нанесения ударов по Берлину 16 самолетов 1 минно-торпедного авиаполка Балтийского флота под командованием полковника Е.Н. Преображенского 5 августа 1941 г. перелетели из Беззаботного на остров Эзель (Сааремаа). Переброска и подготовка происходили скрытно и без прекращения остальными экипажами полка боевых действий и на море, и на суше.
В ночь с 7-го на 8-е августа 11 самолетов ДБ-3 вылетели с аэродрома Кагул на острове Эзель на задание. Маршрут был проложен большей частью над морем, а затем над сушей. Самолеты шли морем до побережья Полоранской бухты, далее по Штеттинскому заливу и по реке Одер на Штеттин. Конечной целью был Берлин.
Операция проводилась в ночное время на высоте 7 – 8 тысяч метров на предельный радиус действия самолетов ДБ-3. На таких высотах экипажам приходилось использовать кислородное оборудование.
Только четыре самолета группы Преображенского в первом полете точно вышли на Берлин и сбросили бомбы с высоты 5-6 тысяч метров.
Группа А.Я. Ефремова, выйдя на береговую черту в районе Кольберга, произвела удар по этому городу, поскольку ведущий решил, что ему не хватит горючего на обратный путь.
Группа капитана Беляева уклонилась на восток, вышла в район Данцигской бухты и произвела удар по Кенигсбергу. (Данные из Исторического журнала 8-й авиабригады КБФ).
В течение месяца летчики минно-торпедного авиаполка наносили удары также по Виндау, Штеттину и Данцигу.
До окружения противником в 20-х числах августа Таллина, радиотелефонная связь во время полетов со штабом полка в Беззаботном поддерживалась нормально: давались сведения о погоде, о своем месте нахождения, о работе материальной части. При возвращении, отойдя от цели на 100-150 км, радисты сообщали о выполнении боевого задания. В полетах назначался ведущий стрелок-радист и его заместитель; остальные подслушивали его сводки.
В момент окружения Таллина связь с самолетами стала ограниченной, а затем совершенно прекратилась из-за опасения пеленгации и перехвата бомбардировщиков истребителями противника. Вывод самолетов по радио на свой аэродром не производился.
За время операции с аэродрома Кагул было сброшено на вражеские города 620 авиабомб общим весом в 52 тысячи 250 кг; потеряны 8 экипажей и 17 самолетов ДБ-3. Из них: три самолета над Берлином; шесть самолетов при летных авариях на аэродроме; один – при полете на разведку; шесть – при штурмовке аэродрома противником и один - при возвращении на аэродром в Беззаботное. (Из отчета о боевой деятельности полка за первый год войны)
Мне удалось выявить только пять погибших экипажей:
Из первого полета, 8 августа, не возвратился на аэродром экипаж командира звена старшего лейтенанта И.П. Финягина (штурман лейтенант А.Н. Дикой, стрелок-радист В.И. Морокин и стрелок краснофлотец Н.П. Шуев), однако П.И. Хохлов сообщает о гибели экипажа во 2-м вылете, который состоялся 9 августа (С. 77). Следовательно, на Кагул самолеты должны были возвратиться 10 августа. Думаю, что в данном случае ошибка допущена не в архивных документах, составленных в те же августовские дни, а автором воспоминаний.
27 августа погиб в районе Рижского залива экипаж заместителя командира эскадрильи капитана Е.Е. Есина (штурман лейтенант Г.Х. Хабибулин, стрелок-радист краснофлотец И.А. Нянькин). Как выясняется из воспоминаний П.И. Хохлова, трагедия произошла не в полете на немецкие города. В этот день воздушная разведка обнаружила в Ирбенском проливе транспорт под охраной двух сторожевых кораблей противника. Е.Н. Преображенский приказал звену бомбардировщиков под командованием Е.Е. Есина потопить транспорт. После успешного бомбометания, на обратном пути, самолеты были атакованы вражескими истребителями. В этом бою самолет Есина был подбит и рухнул в воды Балтийского моря. Экипаж погиб (С. 99).
3 сентября не возвратился из Берлина экипаж командира звена М.П. Русакова (штурман В.Ф. Шилов, стрелок-радист В.С. Саранча). П.И. Хохлов указывает иную дату гибели экипажа: 31 августа (С. 100).
В то же утро 3 сентября при посадке на аэродром в результате аварии сгорел экипаж командира звена лейтенанта Н.Ф. Дашковского (штурман звена старший лейтенант И.Е. Николаев и стрелок-радист младший сержант С.А. Элькин). П.И. Хохлов называет иную дату гибели экипажа Дашковского – 24 августа: «Это был наш пятый по счету полет на Берлин. И мы, возвращаясь из него, подходили к своему аэродрому. Самолет Дашковского при заходе на посадку потерял скорость и упал с малой высоты прямо на взлетно-посадочную полосу. Упал и сгорел. Чем была вызвана потеря скорости – сказать трудно. Ведь машину вел опытный пилот». Был награжден орденом Ленина (С. 93).
4 сентября не возвратился экипаж лейтенанта К.А. Мильгунова (штурман звена лейтенант П.Я. Чубатенко и стрелок-радист младший сержант Г.М. Кулешов). «По наблюдениям экипажей, самолет Мельгунова был сбит над Берлином», - сообщает П.И. Хохлов и относит этот полет к 3 сентября. (С. 100). Возможно, вылет имел место 3 сентября, а 4 сентября самолеты возвращались на аэродром.
19 августа при взлете с тремя бомбами В.А. Гречишников уклонился вправо, задел деревья, произвел посадку в огороде с убранными шасси. Штурман успел сбросить бомбы. Самолет сгорел, экипаж невредим. (Из сводки о потерях на аэродроме Кагул).
16 сентября в районе Тихвина погиб (при возвращении на аэродром Беззаботное?) экипаж П.Н. Трычкова (штурман Г.И. Швецов и стрелок-радист Д.М. Несмелов).

* * *

За эту операцию с острова Эзель, предпринятую в ответ на бомбовые удары немецкой авиации по Москве, командир полка Е.Н. Преображенский, флагштурман П.И. Хохлов, командиры эскадрилий М.Н. Плоткин, А.Я. Ефремов и В.А. Гречишников уже 13 августа были удостоены звания Героя Советского Союза. Остальные участники полетов на Берлин и другие германские города были награждены орденами.
Это были первые пять Героев Советского Союза в полку с начала Великой Отечественной войны. В период пребывания полка на всеволожской земле звезду Героя получили лишь Н.В. Челноков (указ от 14 июня 1942 г.) и В.А. Балебин (указ от 22 февраля 1943 г.). Челноков начинал войну в 1 МТАП, но затем был переведен в 57 авиаполк той же 8-й авиабригады, в котором и был представлен к этому званию еще 28 декабря 1941 г. Приказом № 0238 командующего КБФ от 15 апреля 1942 г. Челноков был назначен заместителем командира 1 ГМТАП и прибыл на Всеволожскую, вскоре сменив на посту командира полка Е.Н. Преображенского, который принял командование 8-й авиабригадой.
Седьмым Героем Советского Союза в полку стал, представленный к награде 14 ноября 1942 г. мастер торпедных атак на море В.А. Балебин.
Не все из первой пятерки – участников налетов на Берлин – дожили до передислокации полка на аэродром Углово; не все из них стали обитателями «Домика на Всеволожской».
Странно, что до сих пор продолжается распространение вымысла писателя Г.И. Мирошниченко.
Чрезвычайно важно было сохранитть это место, которое посещали начиная с 1960-х гг. все без исключенгия автобусные экскурсии по Дороге жизни. Чрезвычайно важно было установить точную историю его жизни. Ведь первыми обжили этот дом летчики 26 истребительного авиаполка ПВО, которые еще с довоенных времен базировались на аэродром Углово. В сентябре 1941 года к ним присоединились летчики 123 полка ПВО (потом он стал 27 гвардейским полком), переброшенные под Ленинград из-под Москвы. И только в 1942 году их соседями стали летчики-балтийцы, покинувшие всеволожскую землю в 1943 году, а оба полка ПВО до окончания блокады продолжали жить на Всеволожской

23 апреля 2010 г.
Зам. Пред. Комитета по культуре, начальнику департамента госохраны, сохранения и использования объектов культурного наследия С.Г. Васильеву.
(…) На всем протяжении Дороги жизни от АЗС до поворота на Бернгардовку, где расположился и музей-усадьба, ее обочины превращены в завалы всевозможного металлолома и прочего хлама.
В самом г. Всеволожске, на пересечении Дороги жизни с Колтушским шоссе находился памятник истории регионального значения, связанный с обороной Ленинграда летчиками трех авиаполков. Это был двухэтажный дом с верандами. Дом этот был уничтожен, чтобы восстановить здание типовой постройки сыроварни конца 18 в.
Ответьте, пожалуйста:
С кем и когда была согласована проектантами подобная модернизация участка Дороги жизни в пределах охранной зоны, т.е. от четвертого до шестого километра?
Если не была согласована, какие меры были предприняты органами охраны памятников и природной среды?
На каком основание на этом участке появились все перечисленные выше организации и были установлены рекламные щиты?
И, наконец, мне хотелось бы узнать обстоятельства уничтожения памятника воинской славы – домика летчиков-героев, как его называют во Всеволожске. С уважением, Л.В. Тимофеев.
И что Вам ответила культура и гос-охрана? :nea:
21 мая 2010 г. № 854. Уважаемый Лев Валентинович!
(…) 4. По вопросу сохранения объекта культурного наследия регионального значения (Решение Леноблисполкома № 189 от 16.05.1988 г.) - «Дом, где в 1941-44 гг. жили авиаторы, защищавшие Ленинград, сообщаем:
В 1989 году Решением исполкома Всеволожского городского Совета народных депутатов был создан Всеволожский государственный историко-краеведческий музей. Вероятно в это же время было принято решение о приспособлении этого здания под музейные цели. В архиве департамента хранится «Проект реставрации и приспособления под музей здания сыроварни, XIX в.», выполненный в 1990 г. институтом «Леноблреставрация». На основании этого проекта были выполнены первоначальные работы по разборке поздних пристроек и крыши здания, дальнейшие работы выполнены не были из-за отсутствия финансирования.

Также сообщаем, что до принятия решения по передаче в аренду КУГИ ЛО Дома Героев, Комитет по культуре неоднократно предлагал администрации Всеволожского района предоставить музею другие помещения, чтобы решить вопрос сохранения и использовании здания.
Зам. председателя комитета по культуре, начальник департамента С.Г. Васильев.
Из того же ответа относительно статуса музея:

В 1999 году Всеволожский музей, который с 1992 года находился на общих условиях финансирования в Областной дирекции музеев Ленинградской области, при реорганизации дирекции в ЛО ГОУ « Музейное Агентство», куда вошли все музеи, имевшие ведомственную принадлежность к дирекции, отказался войти во вновь созданную структуру, тем самым отказавшись от финансирования. В связи с чем музей в настоящее время не является подведомственным музеем Комитета по культуре Ленинградской области и по данным, предоставленным нам администрацией Всеволожского района (письмо исх. № 742/01-15 от 29.03.2006г.) не является подведомственным учреждением администрации МО «Всеволожский район».
В связи с катастрофическим состоянием памятника и бездействием местных властей Комитетом по культуре совместно с Комитетом по управлению гос. имуществом Лен. области было принято решение о передаче здания-памятника в аренду организации, которая была готова при приспособлении здания, часть помещений передать музею. Директор музея Ратникова М.С. от сотрудничества с арендатором отказалась, самовольно построила вокруг здания забор, на территорию арендаторов не пускает. В связи с чем, вопрос использования и приспособления здания в настоящее время до сих пор открыт. Зам. председателя комитета по культуре, начальник департамента С.Г. Васильев.

12 июня 2010 г.

Председателю комитета по культуре правительства Ленобласти В.Б. Богушу.

(…) Еще один памятник истории на территории г. Всеволожска оказался в крайне тяжелом положении. Точнее: он уже уничтожен. Ранее он назывался «Домиком на Всеволожской» или «Домиком Героев», у которого по моей инициативе, начиная с 1964 г., ежегодно 8 мая собирались летчики, вылетавшие на выполнение боевых заданий с угловского и приютинского аэродромов.

16 мая 1988 г. Леноблисполком принял решение за № 189 сохранить это здание в качестве памятника культурного наследия регионального значения, поскольку в нем «в 1941-44 гг. жили авиаторы, защищавшие Ленинград», - узнаю я из ответа деп-та госохраны.

А в 1990 г. институт «Леноблреставрация» выполняет проект реставрации здания сыроварни XIX в. с приспособлением его под музей.

Возникает недоумение: откуда появилась на месте пребывания защитников ленинградского неба эта сыроварня; куда делся памятник военной истории, взятый государством в лице Леноблисполкома под охрану, для которой создан специальный орган при той же областной власти?

Как я понял, для реставрации сыроварни с приспособлением ее под музей требовалось осуществить работы «по разборке поздних пристроек и крыши здания», поскольку они принадлежали не какой-то сыроварне, возведенной по типовому проекту, а памятнику боевой славы. Что и было сделано. И памятник приказал нам долго жить и радоваться тому, что происходит в нашем королевстве, а в письме эти стены по-прежнему называть памятником: «В связи с катастрофическим состоянием памятника и бездействием местных властей Комитетом по культуре совместно с Комитетом по управлению гос. имуществом Лен. области было принято решение о передаче здания-памятника в аренду организации (кому и для каких целей?), которая была готова при приспособлении здания, часть помещений передать музею», - читаю я в ответе на мой запрос в деп-т госохраны. Какая щедрость с обеих сторон! О чем идет речь, если памятником истории считалось не здание бывшей сыроварни, а здание бывшего дома отдыха пекарей г. Ленинграда, и с разборкой «поздних пристроек и крыши здания» памятник военной истории перестал существовать. В настоящем – это стены бывшей сыроварни, в которых предполагается разместить в выделенном углу Всеволожский государственный музей.

Разъяснения по поводу этого «государственного» учреждения, принадлежащего частному лицу, непонятны простому обывателю, история его появления в ранге «государственного» - тоже.

Уважающий Вас Л.В. Тимофеев.

Может быть кто-нибудь пояснит, что это за историко-краеведческий музей, кроме уже существующего у Дороги жизни на Колтушском шоссе, открылся во Всеволожске. Причем, как сообщили "Всеволожские вести", при отсутствии помещений.

Неужели все повторяется, как и 44 года назад, когда пришлось обращаться из-за этой проблемы к властям города?

 

 

16 сентября 1969 года.

Председателю Всеволожского горисполкома

Б.А. Милорадову

Пять лет изучаются и собираются материалы о прошлом и настоящем г. Всеволожска и  района. Пять дет шли разговоры об открытии на общественных началах краеведческого музея.

С марта этого года управлением культуры была выделена ставка зав. музеем, но основной вопрос - вопрос о помещении - так и не решен. До сих пор музей не существует, а имеются различные экспонаты, которые негде хранить. Из-за отсутствия помещения затрудняется и сбор экспонатов, так как частные лица с недоверием стали относиться к идее создания музея и отказываются передавать экспонаты. Так, например, в Москве я встречался с художником Н.И. Пильщиковым и народным художником РСФСР А.Н. Яр-Кравченко, которые в годы блокады Ленинграда жили на Всеволожской и сделали сотни портретов летчиков - защитников осажденного города. Узнав о том, что у нас нет даже помещения, воздержались с передачей отдельных своих работ.

Мною найдено кое-что из мебели 1-й половины Х1Х в. и снова по той же причине  я не могу ее получить для экспозиции «Приютино».

Далеко, за пределами Всеволожска известно, что в домике, где сейчас находится пионерский лагерь «Березка» (на перекрестке Дороги жизни и Колтушского шоссе), Всеволожский горисполком откроет музей, посвященный летчикам-защитникам Ленинграда и Дороги жизни. Но до сих пор музея нет и, естественно, летчики, жившие в домике в годы войны, не всегда передают для музея свои реликвии, опасаясь, что они просто не сохранятся и затеряются.

С большим трудом мною были найдены экспонаты - торпеда, бомбы, авиамины, пулеметы, рация с самолета и другие вещи, ставшие в наше время уникальными; буфет, стулья, кресла, столики красного дерева работы мастеров начала ХIX столетия, но где их хранить до открытия музея?

Настало время срочного обсуждения и решения вопроса о помещении. В настоящее время, на мой взгляд, следует решать данный вопрос в двух направлениях:

1. Усадьба ПРИЮТИНО. В первом этаже бывшего господского дома (южная сторона) сейчас живут две пожилые женщины и находится контора лесничества. Следует обсудить вопрос о переселении этих двух женщин и освобождении лесничеством третьей комнаты, чтобы открыть экспозицию, посвященную А.Н. Оленину, Пушкину, Крылову, Жуковскому, Державину, Брюллову, Кипренскому и многим др. известным литераторам, композиторам и художникам, посещавшим Приютино в XIX столетии.

2. Домик летчиков

Этот дом в настоящее время находится на балансе Ремстройтреста ССМУ-25. Ремстройтрест получил в Рощинском районе территорию для строительства нового пионерского лагеря и поэтому надо ставить вопрос перед вышестоящими организациями о передаче домика музею.

В последние годы Всеволожский район стал местом постоянных многочисленных экскурсий. Приютино и домик летчиков расположены на очень людной трассе. Кроме того, здесь, у Дороги жизни, братское кладбище летчиков и аэродромы военных лет. Бойкое, очень бойкое место, и нам следовало бы его использовать для воспитания юношества, для пропаганды нашей истории, героизма, стойкости и самоотверженности советских людей.

Я обращаюсь к Вам с просьбой о помощи и с искренней надеждой на то, что в этом году вопрос о помещении для музея будет уже разрешен.

Заведующий Всеволожским историко-краеведческим музеем

Л. Тимофеев

Лев Валентинович, я уже писал об этом на стр.1. Я стоял у истоков создания музейного муниципального агентства в начале 2010 года, которое бы финансировало деятельность краеведческого музея. Оно создано. Затем было принято решение краеведческий музей организовать в доме купца Хомякова на углу Всеволожского прр. и ул. Заводская. Это здание принадлежит Росимуществу. Только в этом году вопрос передачи в муниципальную собственность бывшей почтовой лавки сдвинулся с места.

Государственный историко-краеведческий музей на Колтушском шоссе, д. 63 КУГИ Ленобласти сдало в аренду на 25 лет. В этом году закончились суды с коммерсантами и КУГИ. И этот музей планируется как музей "Всеволожск в годы Великой Отечественной войны, и музей 1-го гвардейского Клайпедского минно-торпедного авиаполка ВМФ СССР"

Большое спасибо за разъяснения. Появление музейного дома в самом центре города очень даже удобно, вот только где и у кого из всеволожцев-старожилов что-то осталось от недалекого и далекого прошлого? Ценность любого музея, а особенно краеведческого, в подборе и экспонировании подлинных предметов эпохи, а также выявление путем исследований архивов документальных материалов по истории края.

музей 1-го гвардейского Клайпедского минно-торпедного авиаполка ВМФ СССР"

Спасибо за разъяснение и за возрождение памяти о прошлом, без которого будущее если и будет, то не факт, что будет будущее светлое.

Вопрос - какое имеет отношение к нашим местам авиаполк Клайпедский (простите меня, редиску, за невежество)?

С возвращением Вас, уважаемая Ве-Ра (подпольная кличка редиска). Речь идет о пребывании на всеволожской земле в течение года1 Гвардейского минно-торпедного авиаполка КБФ, получившего название Клайпедского за успешные операции при изгнании фашистских войск с территории СССР..

На 2-й странице имееются два очерка, выложенные 2 февраля: "Полк Преображенского" и "На аэродроме Кагул". Они прошли абсолютно без комментариев, а жаль. Этим полком я начал заниматься весной 1963 года. 50 лет назад! Долго работал в архивах, подружился с ветеранами полка, встречался с командующим ВВС ВМС СССР маршалом И.И. Борзовым и его нач. штаба П.И. Хохловым. Много писал в местной газете, а эти два очерка появились 10 лет назад в ответ на традиционные ошибки, порожденные писателем Г.И. Мирошниченко

Прочтите внимательно, а потом можно будет продолжить, если появится необходимость.

P4DsrM35Prs.jpgУ бывшего дома отдыха пекарей, Примерно 1965 год. Постараюсь разыскать точные сведения в своем архиве.  

Слева направо: 1. Лев Тимофеев; 3. А.З. Пятков; 4. Герой Советского Союза Николай Дмиториевич Иванов; 6. Герой Советского Союза Петр Ильич Хохлов; 8. Герой Советского Союза А.В. Пресняков

Лев Валентинович! Я в музейном и краеведческом деле даже не дилетант - профан. Я, защищая краеведческий музей, защищал справедливость и память. Я, пользуясь былыми полномочиями (зам.председателя Совета депутатов г. Всеволожска) продавил решение о создании муниципального музейного агентства. Вот и все мои потуги. Помогаю М.С. Ратниковой, чем могу. Но об этом лучше к ней самой (23321)

Поддержка свыше - главное в нашей жизни и я могу только приветствовать и Вас и Ваши усилия. Очень печально, что вблизи от Ленинграда-Петербурга, где в нескольких архивах и библиотеках хранятся мощные пласты документов с информацией, чего нет в других местах России, эти материалы так и не были привлечены краеведами для изучения прошлого ВСеволожского района.

     Вчера, кстати, она позвонила и мы более двух часов беседовали. Вернее - большую часть разговора - ее рассказы о многом и многих. 

ДА, МАРИНА СЕМЕНОВНА ТОТ ЕЩЕ ЗЛАТОУСТ.

Дмитрий Васильевич, а что из себя представляет музейное агентство во Всеволожске. Из кого оно состоит, его  функции, на кого распространяется его влияние?

Лев Валентинович, к сожалению и стыду, не знаю. Я ушел в ЗАКС в 2011 году.  Честно, я думал, что его возглавит Ратникова. Но там есть возрастной ценз. Думаю, что им руководит ее кандататура.

Лев Валентинович, к сожалению и стыду, не знаю. Я ушел в ЗАКС в 2011 году.  Честно, я думал, что его возглавит Ратникова. Но там есть возрастной ценз. Думаю, что им руководит ее кандататура.

Имеет ли какое-нибудь отношение к Приютино и историко-краеведческому музею города наш Отдел Культуры? Что-то никого из "культурных" людей города здесь нет. Игнорируют этот сайт или не знают, что у нас есть в городе Музеи? 

мне только известно, что существуют два  отдела культуроы - районный и городской. Городской ежегодно проводит в Приютине, в парке, какие-то мероприятия. Сергей Анатольевич, пропавший, бывал на них,  Я же только однажды столкнулся с зав. "городской культурой" за пару часов до подобного мероприятия. В обычном жутком состоянии была территория и я спросил у нее: почему Вы позволяете проводить свой праздник в подобной помойке? Она огрызнулась и все.

   Что Вы хотите от "культуры", если даже в день работников этого ведомства и в день юбилея города, "Всеволожские вести" никак не напомнили о музеях в районе. Перечисляя достижения города на историческом пространстве, напомнили год пуска первого автобуса, начала асфальтирования дорог и  пр., а об открытии 17 декабря 1974 года музея в Приютине позабыли. И вообще о нем ни слова, как и о проблемах музеев города.

   Кстати, Вы познакомились, Ве-Ра, с содержанием публикаций о Доме героев и о несовпадении приводимых данных тому, о чем говорят во Всеволожске?