1
Как преодолеть нарастающий хаос
Написано АВА,
18 April 2020
·
1103 Просмотров
формирование мировоззрения
Пандемия коронавирусной инфекции в России, беда куда менее значительная, чем нарастающий экономический и социальный кризис, который предстоит пережить. Помимо коронавируса, обвала рубля и цен на нефть, на страну наложилось еще многолетние блуждания, плохо образованных людей в прежнем правительстве и ЦБ, в потемках денежно-кредитной политики внутри страны. Выполняя рекомендации МВФ, российские денежные власти держат национальный финансовый рынок открытым для международных спекулянтов, которыми являются наши же собственные банки, и закрытым для реального сектора экономики. Т. е. на российском рынке наживаются лишь финансовые спекулянты валютой, а кредиты для промышленных предприятий, при существующей ключевой ставке ЦБ, фактически, закрыты и развития в стране нет. Привожу цитату из доклада акад. С.Ю.Глазьева в Финансовом университете в марте 2020 г.
"Общий ущерб от проводимой Банком России денежно-кредитной политики, с момента выполнения рекомендаций МВФ по переходу к свободному плаванию курса рубля и взвинчиванию ключевой ставки в 2014 году, оценивается в 25 трлн.руб. недопроизведенной продукции и более 10 трлн.руб. несовершенных инвестиций. При этом спекулянты на манипулировании курсом рубля «наварили» десятки миллиардов долларов, а вывоз капитала составил за этот период около 250 млрд. долл. Только атака на рубль в декабре 2014 г. принесла ее устроителям спекулятивную прибыль в размере 15-20 млрд. долл. Можно предположить, что потери от нынешней, 2020 года, атаки будут не менее масштабными."
В то же время комплексный рейтинг уровня жизни российского населения по крупнейшему в Мире рейтинговому агентству Numbeo в 2020 г. - 67, после всех стран Прибалтики (10-31), Украины (65) и Белоруссии (39). Для сравнения в 2018 г. Россия была на 56 месте в Мире.
Прогнозы развития российской экономики, выглядят весьма тревожно. Антикризисные меры усугубят и без того напряженное из-за падения цен на нефть состояние государственного бюджета. Они сокращают его доходную и увеличивают расходную часть. Это неизбежно ведет к образованию дефицита, для погашения которого средств фонда национального благосостояния может не хватить. Если правительство будет вновь занимать их на рынке, то тем самым оно будет сокращать и без того дефицитную ликвидность и сужать возможности поддержания деловой активности. Это лишь самая явная проблема, у которой в рамках проводимой макроэкономической политики нет решения. Ее продолжение вовлечет российскую экономику в новую спираль углубления кризиса.
Что же нужно делать по плану академика С.Ю.Глазьева:
1. Модернизация российской экономики на основе нового технологического уклада. При этом нужно изменить принципы управления экономикой. Нужно освободиться от ее зависимого положения на периферии американоцентричного имперского мирохозяйственного уклада, при котором она обрекается на роль финансового донора и сырьевой колонии.
2. Нужно значительное усложнение экономической политики и повышение эффективности как государственного управления, так и деятельности частных предприятий. В основе должно лежать сочетание стратегического планирования и рыночной самоорганизации, государственного контроля за банковской системой и свободного предпринимательства, государственной собственности на объекты инфраструктуры и частных предприятий в конкурентных секторах экономики.
3.Необходим переход к системной политике развития российской экономики, которая должна строиться как смешанная стратегия опережающего роста нового технологического уклада, динамического наверстывания в сферах с незначительным технологическим отставанием и догоняющего развития в безнадежно отставших отраслях.
4. К приоритетным направлениям, осуществление которых удовлетворяет всем необходимым критериям, относятся, в частности, следующие:
- освоение современных информационных технологий;
- развитие биотехнологий в области генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности; - развитие нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;
- создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;
- развитие лазерных и аддитивных технологий; - обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;
- комплексное развитие ракетно-космической промышленности;
- обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций;
- развитие технологий переработки и использования природного газа;
- развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;
- развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;
- развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;
- развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;
- модернизация непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);
- применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток в медицине;
- оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.
Список составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП, с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала. Список не полный. Может дополняться.
5. Для эффективности работы системы стратегического планирования необходимо ввести нормы ответственности за достижение планируемых результатов.
Т.е. требуется установление правовых норм экономической ответственности организаций и административной ответственности руководителей за выполнение устанавливаемых правительством целевых показателей развития.
6. Переживаемая в настоящее время технологическая революция требует освобождения от налогообложения всех расходов на НИОКР и значительное увеличения расходов на научно-техническое развитие.
7. Нужен новый Закон о ЦБ РФ, подчиненном интересам развития и инвестирования в народное хозяйство страны.
8. Для контроля за целевым использованием эмитируемых для кредитования инвестиций денег предлагается использовать современные технологии создания цифровых валют и контроля за их обращением посредством системы распределенного реестра (блокчейн). Для организации целевого кредитования - создать Специализированный институт развития, фондируемый Банком России в размере не ниже объема изымаемых из экономики денег.
Введение цифрового рубля кардинально повысит возможности неинфляционного и анткоррупционного расширения кредита, который будет иметь строго целевое назначение. Предоставление производственым предприятиям доступа к целевым квазибесплатным кредитам можно будет сделать безграничным без риска разворовывания денег. Это позволит загрузить простаивающие мощности промышленности.
9. Для выравнивания рентабельности разных отраслей экономики необходимо проведение ограничительной ценовой политики в отношении естественных монополий, вплоть до замораживания тарифов на их услуги на период реализации антикризисной стратегии, введение мер по снижению ставки процента в составе затрат на производство. Необходимо также принятие федерального закона, устанавливающего формы, пределы и процедуры регулирования цен.
10. В условиях технологической многоукладности российской экономики оптимальной является смешанная стратегия ее развития предусматривающая опережающее становление базисных производств нового технологического уклада. Это требует концентрации ресурсов в сферах производства нового технологического уклада. Необходимо также стимулирование инновационной активности в целях динамического наверстывания отставания в тех производствах, где наблюдается незначительное отставание от передового в мире уровня. И, наконец, в безнадежно отставших отраслях необходима реализация стратегии догоняющего развития с опорой на импорт технологий и воплощающие передовой технический уровень иностранные инвестиции. Реализация такой смешанной стратегии опережающего развития требует стимулирования спроса на новую продукцию, в том числе через госзакупки, а также обеспечение финансирования роста новых технологий посредством долгосрочного доступного кредита.
11. В Государственную Думу С.Ю.Глазьевым в 2003 г. вносился проект федерального закона (№220170-3) «Об ответственности органов федеральной исполнительной власти за обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие». В законопроекте впервые в правовой практике современной России вводилось понятие уровня жизни: система из шестнадцати объективных показателей, которые характеризуют вполне объективно столь разностороннее понятие, как «уровень жизни». Вводилась процедура установления целевых ориентиров показателей уровня жизни, и, что очень важно, эта процедура предполагала развертывание переговорных процессов между социальными группами, которые обладают разными интересами, в лице представляющих их общественных организаций. Законопроект предлагал ответственность сторон политического процесса за невыполнение или ненадлежащее выполнение соглашений по уровню жизни, которые устанавливали целевые показатели и ориентиры подъема общественного благосостояния. Настало время его принять.
Последние события в России (смена правительства, изменения в Конституцию, экономические преференции населению и бизнесу на период коронавируса), позволяют предположить, что Бог подсказал нашему Лидеру путь истинный. Понято, что несчастная Россия, самая богатая и бедная в мире, одновременно, под руководством существующей, плохо образованной, либеральной Элиты и западной олигархии, находясь в хвосте прогресса, идет с Западом к глобальной катастрофе либеральных идей – тупикового для «Человека разумного» пути развития. При этом Россия, при её, уже 13 летней экономической стагнации, выдаваемой правительством за слабый рост, и постоянном ухудшением уровня жизни населения, окажется в этой катастрофе первой, как самое слабое звено в Европе. Об этом шла речь на прошедшем в марте 2020 года в Московском университете (сессия: «Новый Курс. Время действовать. Деньги в Россию!») Об этом же, недавно опубликованный в Финансовом университете, доклад академика РАН С.Ю.Глазьева "О глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса", выдержки из которого я в статье привел.
Нужен решительный, но бескровный поворот России на свой, единственный интеграционный путь развития экономики с традиционными христианско-социалистическими ценностями в Обществе. Безусловно понимая острую экономическую и социальную ситуацию в стране, В. В. Путин, учитывая опыт и знания, в качестве своего преемника, мог бы предложить народу акад. С.Ю.Глазьева на следующий президентский срок. Думаю, при президентской поддержке, народ бы его с энтузиазмом поддержал, а акад. С.Ю.Глазьев с проблемой бы справился, как никто другой. Ведь проблемы развития - его академическая специальность.
А.В.Александров
"Общий ущерб от проводимой Банком России денежно-кредитной политики, с момента выполнения рекомендаций МВФ по переходу к свободному плаванию курса рубля и взвинчиванию ключевой ставки в 2014 году, оценивается в 25 трлн.руб. недопроизведенной продукции и более 10 трлн.руб. несовершенных инвестиций. При этом спекулянты на манипулировании курсом рубля «наварили» десятки миллиардов долларов, а вывоз капитала составил за этот период около 250 млрд. долл. Только атака на рубль в декабре 2014 г. принесла ее устроителям спекулятивную прибыль в размере 15-20 млрд. долл. Можно предположить, что потери от нынешней, 2020 года, атаки будут не менее масштабными."
В то же время комплексный рейтинг уровня жизни российского населения по крупнейшему в Мире рейтинговому агентству Numbeo в 2020 г. - 67, после всех стран Прибалтики (10-31), Украины (65) и Белоруссии (39). Для сравнения в 2018 г. Россия была на 56 месте в Мире.
Прогнозы развития российской экономики, выглядят весьма тревожно. Антикризисные меры усугубят и без того напряженное из-за падения цен на нефть состояние государственного бюджета. Они сокращают его доходную и увеличивают расходную часть. Это неизбежно ведет к образованию дефицита, для погашения которого средств фонда национального благосостояния может не хватить. Если правительство будет вновь занимать их на рынке, то тем самым оно будет сокращать и без того дефицитную ликвидность и сужать возможности поддержания деловой активности. Это лишь самая явная проблема, у которой в рамках проводимой макроэкономической политики нет решения. Ее продолжение вовлечет российскую экономику в новую спираль углубления кризиса.
Что же нужно делать по плану академика С.Ю.Глазьева:
1. Модернизация российской экономики на основе нового технологического уклада. При этом нужно изменить принципы управления экономикой. Нужно освободиться от ее зависимого положения на периферии американоцентричного имперского мирохозяйственного уклада, при котором она обрекается на роль финансового донора и сырьевой колонии.
2. Нужно значительное усложнение экономической политики и повышение эффективности как государственного управления, так и деятельности частных предприятий. В основе должно лежать сочетание стратегического планирования и рыночной самоорганизации, государственного контроля за банковской системой и свободного предпринимательства, государственной собственности на объекты инфраструктуры и частных предприятий в конкурентных секторах экономики.
3.Необходим переход к системной политике развития российской экономики, которая должна строиться как смешанная стратегия опережающего роста нового технологического уклада, динамического наверстывания в сферах с незначительным технологическим отставанием и догоняющего развития в безнадежно отставших отраслях.
4. К приоритетным направлениям, осуществление которых удовлетворяет всем необходимым критериям, относятся, в частности, следующие:
- освоение современных информационных технологий;
- развитие биотехнологий в области генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности; - развитие нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;
- создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;
- развитие лазерных и аддитивных технологий; - обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;
- комплексное развитие ракетно-космической промышленности;
- обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций;
- развитие технологий переработки и использования природного газа;
- развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;
- развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;
- развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;
- развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;
- модернизация непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);
- применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток в медицине;
- оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.
Список составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП, с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала. Список не полный. Может дополняться.
5. Для эффективности работы системы стратегического планирования необходимо ввести нормы ответственности за достижение планируемых результатов.
Т.е. требуется установление правовых норм экономической ответственности организаций и административной ответственности руководителей за выполнение устанавливаемых правительством целевых показателей развития.
6. Переживаемая в настоящее время технологическая революция требует освобождения от налогообложения всех расходов на НИОКР и значительное увеличения расходов на научно-техническое развитие.
7. Нужен новый Закон о ЦБ РФ, подчиненном интересам развития и инвестирования в народное хозяйство страны.
8. Для контроля за целевым использованием эмитируемых для кредитования инвестиций денег предлагается использовать современные технологии создания цифровых валют и контроля за их обращением посредством системы распределенного реестра (блокчейн). Для организации целевого кредитования - создать Специализированный институт развития, фондируемый Банком России в размере не ниже объема изымаемых из экономики денег.
Введение цифрового рубля кардинально повысит возможности неинфляционного и анткоррупционного расширения кредита, который будет иметь строго целевое назначение. Предоставление производственым предприятиям доступа к целевым квазибесплатным кредитам можно будет сделать безграничным без риска разворовывания денег. Это позволит загрузить простаивающие мощности промышленности.
9. Для выравнивания рентабельности разных отраслей экономики необходимо проведение ограничительной ценовой политики в отношении естественных монополий, вплоть до замораживания тарифов на их услуги на период реализации антикризисной стратегии, введение мер по снижению ставки процента в составе затрат на производство. Необходимо также принятие федерального закона, устанавливающего формы, пределы и процедуры регулирования цен.
10. В условиях технологической многоукладности российской экономики оптимальной является смешанная стратегия ее развития предусматривающая опережающее становление базисных производств нового технологического уклада. Это требует концентрации ресурсов в сферах производства нового технологического уклада. Необходимо также стимулирование инновационной активности в целях динамического наверстывания отставания в тех производствах, где наблюдается незначительное отставание от передового в мире уровня. И, наконец, в безнадежно отставших отраслях необходима реализация стратегии догоняющего развития с опорой на импорт технологий и воплощающие передовой технический уровень иностранные инвестиции. Реализация такой смешанной стратегии опережающего развития требует стимулирования спроса на новую продукцию, в том числе через госзакупки, а также обеспечение финансирования роста новых технологий посредством долгосрочного доступного кредита.
11. В Государственную Думу С.Ю.Глазьевым в 2003 г. вносился проект федерального закона (№220170-3) «Об ответственности органов федеральной исполнительной власти за обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие». В законопроекте впервые в правовой практике современной России вводилось понятие уровня жизни: система из шестнадцати объективных показателей, которые характеризуют вполне объективно столь разностороннее понятие, как «уровень жизни». Вводилась процедура установления целевых ориентиров показателей уровня жизни, и, что очень важно, эта процедура предполагала развертывание переговорных процессов между социальными группами, которые обладают разными интересами, в лице представляющих их общественных организаций. Законопроект предлагал ответственность сторон политического процесса за невыполнение или ненадлежащее выполнение соглашений по уровню жизни, которые устанавливали целевые показатели и ориентиры подъема общественного благосостояния. Настало время его принять.
Последние события в России (смена правительства, изменения в Конституцию, экономические преференции населению и бизнесу на период коронавируса), позволяют предположить, что Бог подсказал нашему Лидеру путь истинный. Понято, что несчастная Россия, самая богатая и бедная в мире, одновременно, под руководством существующей, плохо образованной, либеральной Элиты и западной олигархии, находясь в хвосте прогресса, идет с Западом к глобальной катастрофе либеральных идей – тупикового для «Человека разумного» пути развития. При этом Россия, при её, уже 13 летней экономической стагнации, выдаваемой правительством за слабый рост, и постоянном ухудшением уровня жизни населения, окажется в этой катастрофе первой, как самое слабое звено в Европе. Об этом шла речь на прошедшем в марте 2020 года в Московском университете (сессия: «Новый Курс. Время действовать. Деньги в Россию!») Об этом же, недавно опубликованный в Финансовом университете, доклад академика РАН С.Ю.Глазьева "О глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса", выдержки из которого я в статье привел.
Нужен решительный, но бескровный поворот России на свой, единственный интеграционный путь развития экономики с традиционными христианско-социалистическими ценностями в Обществе. Безусловно понимая острую экономическую и социальную ситуацию в стране, В. В. Путин, учитывая опыт и знания, в качестве своего преемника, мог бы предложить народу акад. С.Ю.Глазьева на следующий президентский срок. Думаю, при президентской поддержке, народ бы его с энтузиазмом поддержал, а акад. С.Ю.Глазьев с проблемой бы справился, как никто другой. Ведь проблемы развития - его академическая специальность.
А.В.Александров