Привожу свою статью, опубликованную два года назад, во Всеволожской городской газете. Она оказалась актуальной в связи с общественными слушаньями назначенными Администрацией города 18.09.2012 г. по проекту документа «Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (применительно к территории города Всеволожска и поселка Ковалево)». Мне удалось с ним познакомиться на официальном сайте Администрации и я в ужасе.
1. Этот документ, как я понимаю, составлен для обоснования разрешения на строительство коммерческого жилья в новых территориальных районах г. Всеволожска. Теперь наша Администрация обратила внимание на территорию наших лесов по берегам озер Круглое, Длинное и Бездонное, которые (леса и озера) на картах, приложенных к этим документам вообще отсутствуют, как важнейшие природные объекты (теперь это зона малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами ТЖ-1 – ТЖ4). Поэтому отсутствует и их водоохранная зона по Водному кодексу РФ и зона, запрещающая капитальное строительство в лесах по Лесному кодексу РФ.
Воистину закон нашей администрации не писан. Интересно, что же делает городская Прокуратура?
2. При разработке Генерального плана города в первую очередь на свободных территориях размещаются объекты образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, отдыха и всего что прописано в СНиП 2-07-01.89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений» и потом только в неудобных для города местах размещается зоны коммерческого строительства. На картах помечены только территории существующих школ, поликлиники и больницы. А где же будут размещаться новые объекты? Где территория новых детских садов, школ и поликлиник? Или Администрация озабочена только распродажей городской территории? Территориальное зонирование не может приниматься и обсуждаться отдельно от комплексного Генерального плана города. Это грубейшее нарушение законодательства. Сначала нужно продумать перспективы развития города, а потом зонировать его территорию.
3. Документ настолько неуместен и непрофессионален, что после его опубликования следует обратиться в компетентные органы власти.
Всеволожск – строительство без плана.
Всеволожск, в соответствии со СНиП 2-07-01.89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений», относится к средним городам (численность постоянно проживающего населения более 50000 чел. но, учитывая численность временно проживающих из г. Санкт-Петербурга и туристов, гораздо более 70000 чел.). Город является районным центром с обширной историко-культурной и природной зоной (усадьба В. А. Всеволожского включая парковую зону между п. Румболовка и тремя красивейшими озерами, музей-усадьба «Приютино» и др.).
Застройка города, в соответствии c Градостроительным кодексом РФ, должна осуществляться на основании документов территориального планирования муниципальных образований, которыми являются: «-схемы территориального планирования муниципальных районов; - генеральные планы поселений; - генеральные планы городских округов».
Т.е. основными документами, на основании которых разрешается выполнять застройку города, являются схема территориального планирования и генеральный план. При этом определяются перспективы развития города на длительную перспективу развития, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и исторической зоны города. Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30 - 40 лет. …»
Известно, что указанных документов, регламентирующих деятельность городской администрации в застройке города на 20 и тем более 30-40 лет в городе Всеволожск нет, а разработка Генерального плана города по заданиям Администрации района, на протяжении 20 последних лет проводилась лишь для обоснования застройки новых и новых территорий города коммерческим. В этом случае город Всеволожск повторит судьбу очень многих малых городов находящихся в пригородной зоне городов миллионников. Они превращаются в неуправляемую урбанизированную территорию. Хаотически застраивающийся город всегда будет создавать самые неожиданные проблемы у Администрации и у горожан. Сейчас оказалось, что в городе не хватает школ, детских садов, учреждений культуры и внешкольного воспитания. А завтра может не хватать воды, электричества, очистных сооружений и пр. Кто все это проектировал на 20-30 лет вперед ?
В городе негде работать, и проводить свободное время. Постоянно растет преступность, горожане пассивны и озлоблены. Городской казны хватает только на ремонт дорог в центре города. На дорогах за центром города не проехать (прокатитесь хоть раз по ул. Культуры, например).
Продуманное развитие города в том или ином направлении позволяет правильно распределить ресурсы, и постепенно, шаг за шагом двигаться к городу будущего, который может быть запроектирован заранее. Какой же он может быть при цивилизованном управлении ?
Американским Институтом Архитекторов (American Institute of Architects) сформулированы принципы градостроительства, которых рекомендуется придерживаться современным архитекторам.
Первым в этом перечне стали интересы человека – для тех, кто проектирует и строит город, они должны стоять на первом месте. Жители населенного пункта должны иметь возможность для прогулок, магазины, культурные центры и прочие объекты должны находиться в зоне пешеходной доступности, считают западные специалисты.
При этом архитектурное решение не должно ограничивать свободу выбора – люди должны иметь возможность выбрать формат жилья, магазинов, способов отдыха. Это позволяет привлечь в населенный пункт людей разного возраста, достатка, профессий.
Город нельзя делать скучным и монотонным. Важно поощрять разнообразное использование участков земли и архитектурных стилей.
Исторический центр должен стать изюминкой – его необходимо развивать и облагораживать, но не убивать. Старые дома придают населенному пункту индивидуальность и очарование.
Нельзя ограничивать людей и в выборе способа передвижения. У жителя должны быть возможность добраться в любую точку пешком, в общественном транспорте, на велосипеде и т.д. Поэтому важная задача для архитектора – разработка транспортных решений.
Для того, чтобы город органично развивался и не стеснял своих жителей, необходимы общественные пространства – здания, площади, где люди могли бы встретиться и пообщаться. При этом каждый квартал должен иметь свою неповторимую индивидуальность.
Архитекторы должны стремиться сохранять окружающую среду и природный ландшафт города и помнить, что удачный дизайн города – основа его процветания.
Американский институт архитекторов - это общественная организация, основанная в 1857 в Нью-Йорке как дискуссионный клуб архитекторов. Институт финансирует образовательные программы и вручает ежегодные награды за мастерство в области дизайна и исполнения проектов, насчитывает около 56 тыс. членов. Штаб-квартира расположена в Вашингтоне. Принципы, сформулированные этим институтом нашли поддержку во всем мире. Широко обсуждаются они также в кругу архитекторов и муниципальных руководителей в России.
Если вернуться в г. Всеволожск, то в нашем городе все есть для того, чтобы сделать его удобным по всем Американским принципам. Город у нас зеленый, в нем растут сосны, вокруг города леса, озера, речка. Нет в городе никаких промышленных предприятий, чистый, свежий воздух. Здесь с удовольствием селятся люди.(От Санкт-Петербурга недалеко и условия приближенные к жизни на даче.)
Но город должен развиваться комплексно. Если появляется жилье, то должно строится необходимое количество детских садов, школ, магазинов, почта, досуговых предприятий и т.д. (инфраструктура). Если он существует только для того, чтобы обеспечить жильем работников Санкт-Петербурга, то ему нужно стать одним из районов Санкт-Петербурга и развиваться по программе развития г. Санкт-Петербурга, строя при жилых районах, необходимое количество инфраструктурных зданий за счет столицы.
Но, если у города есть амбициозная программа собственного выживания или даже развития, то в городе должна быть создана доходная база соответствующая необходимым расходам на содержание города, т.е. должны работать предприятия, приносящие городу доход, из которого выделяются деньги на эксплуатационные нужды города, составляющие расходную часть городской казны.
Рискну предположить, что доходов города недостаточно не только для строительства детских садов, школ и др. зданий, но и даже для ремонта дорог и городских сооружений. Тогда возникает вопрос, если у города нет средств для строительства зданий инфраструктуры для уже имеющегося населения, то зачем город выдает разрешение на строительство нового жилья, которое существенно увеличивает эти проблемы? Ведь у новых микрорайонов на пересечении Дороги Жизни с Колтушским шоссе и далее по Дороге Жизни в сторону Романовки вряд ли в скором будущем появится новая школа и детские сады, а нагрузка на существующие детские учреждения и так запредельная. Хотелось бы особенно выделить внезапно возникший коттеджный поселок на берегах озер в парковой зоне п. Румболовский, фактически уничтоживший для города историко-культурную природную зону развития города. Этот поселок не только будет увеличивать загрузку городских инфраструктурных учреждений, но, при отсутствии собственных очистных сооружений, быстро превратит наши озера в сточную канаву.
Хотелось бы оказаться неправым в том, что в нарушение Градостроительного кодекса, город застраивается без определенной программы, хаотически, исходя из коммерческих сиюминутных интересов Администрации города. Доходная база города пополняется, в основном, за счет продажи земли под застройку новым жильем, которое только увеличивает проблемы горожан и Администрации города. Поиск инвесторов, развитие промышленной зоны города не ведется.
Осмысленная экономическая и социальная стратегия развития города возможна только при разработке схемы территориального планирования и генерального план застройки города на много лет вперед, который возможно разработать только силами профессиональных независимых архитекторов-градостроителей.
Сейчас самое важное решение для Администрации нашего города это приостановка губительного для города коммерческого строительства нового жилья, до решения городских инфраструктурных проблем (строительства детских садов, школ, ремонта дорог и пр.)
Александров А.В.
1. Этот документ, как я понимаю, составлен для обоснования разрешения на строительство коммерческого жилья в новых территориальных районах г. Всеволожска. Теперь наша Администрация обратила внимание на территорию наших лесов по берегам озер Круглое, Длинное и Бездонное, которые (леса и озера) на картах, приложенных к этим документам вообще отсутствуют, как важнейшие природные объекты (теперь это зона малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами ТЖ-1 – ТЖ4). Поэтому отсутствует и их водоохранная зона по Водному кодексу РФ и зона, запрещающая капитальное строительство в лесах по Лесному кодексу РФ.
Воистину закон нашей администрации не писан. Интересно, что же делает городская Прокуратура?
2. При разработке Генерального плана города в первую очередь на свободных территориях размещаются объекты образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, отдыха и всего что прописано в СНиП 2-07-01.89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений» и потом только в неудобных для города местах размещается зоны коммерческого строительства. На картах помечены только территории существующих школ, поликлиники и больницы. А где же будут размещаться новые объекты? Где территория новых детских садов, школ и поликлиник? Или Администрация озабочена только распродажей городской территории? Территориальное зонирование не может приниматься и обсуждаться отдельно от комплексного Генерального плана города. Это грубейшее нарушение законодательства. Сначала нужно продумать перспективы развития города, а потом зонировать его территорию.
3. Документ настолько неуместен и непрофессионален, что после его опубликования следует обратиться в компетентные органы власти.
Всеволожск – строительство без плана.
Всеволожск, в соответствии со СНиП 2-07-01.89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений», относится к средним городам (численность постоянно проживающего населения более 50000 чел. но, учитывая численность временно проживающих из г. Санкт-Петербурга и туристов, гораздо более 70000 чел.). Город является районным центром с обширной историко-культурной и природной зоной (усадьба В. А. Всеволожского включая парковую зону между п. Румболовка и тремя красивейшими озерами, музей-усадьба «Приютино» и др.).
Застройка города, в соответствии c Градостроительным кодексом РФ, должна осуществляться на основании документов территориального планирования муниципальных образований, которыми являются: «-схемы территориального планирования муниципальных районов; - генеральные планы поселений; - генеральные планы городских округов».
Т.е. основными документами, на основании которых разрешается выполнять застройку города, являются схема территориального планирования и генеральный план. При этом определяются перспективы развития города на длительную перспективу развития, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и исторической зоны города. Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30 - 40 лет. …»
Известно, что указанных документов, регламентирующих деятельность городской администрации в застройке города на 20 и тем более 30-40 лет в городе Всеволожск нет, а разработка Генерального плана города по заданиям Администрации района, на протяжении 20 последних лет проводилась лишь для обоснования застройки новых и новых территорий города коммерческим. В этом случае город Всеволожск повторит судьбу очень многих малых городов находящихся в пригородной зоне городов миллионников. Они превращаются в неуправляемую урбанизированную территорию. Хаотически застраивающийся город всегда будет создавать самые неожиданные проблемы у Администрации и у горожан. Сейчас оказалось, что в городе не хватает школ, детских садов, учреждений культуры и внешкольного воспитания. А завтра может не хватать воды, электричества, очистных сооружений и пр. Кто все это проектировал на 20-30 лет вперед ?
В городе негде работать, и проводить свободное время. Постоянно растет преступность, горожане пассивны и озлоблены. Городской казны хватает только на ремонт дорог в центре города. На дорогах за центром города не проехать (прокатитесь хоть раз по ул. Культуры, например).
Продуманное развитие города в том или ином направлении позволяет правильно распределить ресурсы, и постепенно, шаг за шагом двигаться к городу будущего, который может быть запроектирован заранее. Какой же он может быть при цивилизованном управлении ?
Американским Институтом Архитекторов (American Institute of Architects) сформулированы принципы градостроительства, которых рекомендуется придерживаться современным архитекторам.
Первым в этом перечне стали интересы человека – для тех, кто проектирует и строит город, они должны стоять на первом месте. Жители населенного пункта должны иметь возможность для прогулок, магазины, культурные центры и прочие объекты должны находиться в зоне пешеходной доступности, считают западные специалисты.
При этом архитектурное решение не должно ограничивать свободу выбора – люди должны иметь возможность выбрать формат жилья, магазинов, способов отдыха. Это позволяет привлечь в населенный пункт людей разного возраста, достатка, профессий.
Город нельзя делать скучным и монотонным. Важно поощрять разнообразное использование участков земли и архитектурных стилей.
Исторический центр должен стать изюминкой – его необходимо развивать и облагораживать, но не убивать. Старые дома придают населенному пункту индивидуальность и очарование.
Нельзя ограничивать людей и в выборе способа передвижения. У жителя должны быть возможность добраться в любую точку пешком, в общественном транспорте, на велосипеде и т.д. Поэтому важная задача для архитектора – разработка транспортных решений.
Для того, чтобы город органично развивался и не стеснял своих жителей, необходимы общественные пространства – здания, площади, где люди могли бы встретиться и пообщаться. При этом каждый квартал должен иметь свою неповторимую индивидуальность.
Архитекторы должны стремиться сохранять окружающую среду и природный ландшафт города и помнить, что удачный дизайн города – основа его процветания.
Американский институт архитекторов - это общественная организация, основанная в 1857 в Нью-Йорке как дискуссионный клуб архитекторов. Институт финансирует образовательные программы и вручает ежегодные награды за мастерство в области дизайна и исполнения проектов, насчитывает около 56 тыс. членов. Штаб-квартира расположена в Вашингтоне. Принципы, сформулированные этим институтом нашли поддержку во всем мире. Широко обсуждаются они также в кругу архитекторов и муниципальных руководителей в России.
Если вернуться в г. Всеволожск, то в нашем городе все есть для того, чтобы сделать его удобным по всем Американским принципам. Город у нас зеленый, в нем растут сосны, вокруг города леса, озера, речка. Нет в городе никаких промышленных предприятий, чистый, свежий воздух. Здесь с удовольствием селятся люди.(От Санкт-Петербурга недалеко и условия приближенные к жизни на даче.)
Но город должен развиваться комплексно. Если появляется жилье, то должно строится необходимое количество детских садов, школ, магазинов, почта, досуговых предприятий и т.д. (инфраструктура). Если он существует только для того, чтобы обеспечить жильем работников Санкт-Петербурга, то ему нужно стать одним из районов Санкт-Петербурга и развиваться по программе развития г. Санкт-Петербурга, строя при жилых районах, необходимое количество инфраструктурных зданий за счет столицы.
Но, если у города есть амбициозная программа собственного выживания или даже развития, то в городе должна быть создана доходная база соответствующая необходимым расходам на содержание города, т.е. должны работать предприятия, приносящие городу доход, из которого выделяются деньги на эксплуатационные нужды города, составляющие расходную часть городской казны.
Рискну предположить, что доходов города недостаточно не только для строительства детских садов, школ и др. зданий, но и даже для ремонта дорог и городских сооружений. Тогда возникает вопрос, если у города нет средств для строительства зданий инфраструктуры для уже имеющегося населения, то зачем город выдает разрешение на строительство нового жилья, которое существенно увеличивает эти проблемы? Ведь у новых микрорайонов на пересечении Дороги Жизни с Колтушским шоссе и далее по Дороге Жизни в сторону Романовки вряд ли в скором будущем появится новая школа и детские сады, а нагрузка на существующие детские учреждения и так запредельная. Хотелось бы особенно выделить внезапно возникший коттеджный поселок на берегах озер в парковой зоне п. Румболовский, фактически уничтоживший для города историко-культурную природную зону развития города. Этот поселок не только будет увеличивать загрузку городских инфраструктурных учреждений, но, при отсутствии собственных очистных сооружений, быстро превратит наши озера в сточную канаву.
Хотелось бы оказаться неправым в том, что в нарушение Градостроительного кодекса, город застраивается без определенной программы, хаотически, исходя из коммерческих сиюминутных интересов Администрации города. Доходная база города пополняется, в основном, за счет продажи земли под застройку новым жильем, которое только увеличивает проблемы горожан и Администрации города. Поиск инвесторов, развитие промышленной зоны города не ведется.
Осмысленная экономическая и социальная стратегия развития города возможна только при разработке схемы территориального планирования и генерального план застройки города на много лет вперед, который возможно разработать только силами профессиональных независимых архитекторов-градостроителей.
Сейчас самое важное решение для Администрации нашего города это приостановка губительного для города коммерческого строительства нового жилья, до решения городских инфраструктурных проблем (строительства детских садов, школ, ремонта дорог и пр.)
Александров А.В.