0
Культура основа Цивилизации
Написано АВА,
10 November 2011
·
1967 Просмотров
Общество власть культура
Культура основа Цивилизация.
Почему, сформировавшееся за последние 20 лет российское общество, является больным? Почему курс экономического развития России в этот период сопровождается неуправляемым процессом деградации и вырождения российской цивилизации?
На все эти вопросы, очень обстоятельно ответил выдающийся отечественный философ, академик РАН Вячеслав Семенович Степин в своей работе «Цивилизация и Культура» (СПбГУП, 2010 г.). Им на основании научных исследований построена научно обоснованная теория глобального развития Цивилизации и Культуры для всего человечества. Сформулированы закономерности развития Цивилизаций и приведены сценарии развития России, при том или ином выборе россиян. Для обоснования приведенных далее выводов, приведу краткое изложение этой теории.
В соответствии с концепцией В.С. Степина, Цивилизация развивается в двух направлениях Традиционном и Техногенном.
Традиционное развитие Цивилизации означает, что человек осознает себя частью природы и совершенствуется только в понимании природных явлений. К Традиционным Цивилизациям относятся все Религии и восточные культуры: Индия, Япония, Китай, Ближний и Средний Восток, а также Россия, африканские страны, страны Южной Америки, т. е. большая часть человечества.
«В традиционных Культурах доминировало понимание, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры «у-вэй», который провозглашал идеал минимального действия, основанного на чувстве резонанса ритмов мира. Этот принцип был альтернативен идеалу преобразующего действия, основанному на гармоничном вмешательстве в протекание природных и социальных процессов. Он ориентировал не столько на преобразование внешней среды, сколько на адаптацию к ней. Традиционные Культуры никогда не ставили своей целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой».
В традиционной Культуре полагалось не столько работать в материальной среде, сколько размышлять о человеческих отношениях, о Боге, о смыслах Жизни, о Вечных ценностях.
Техногенная Цивилизация возникла с появлением наук (начало положила Декартова математика) и распространилась вначале в странах Западной Европы, а затем также в США, Канаду, Японию, Индию, Китай, в России и по всему остальному миру с традиционными цивилизациями, подавляя их при этом. В этой идеологии человек осознает себя венцом Творения, стоит над природой и старается изменять и приспосабливать природу под свои потребности.
«Предполагалось, что ресурсы Природы безграничны и человек имеет возможность черпать их в увеличивающихся масштабах. Темпы социального развития здесь резко ускоряются. За последние полвека перемены в технологиях, окружающей человека предметной среде, образе жизни, судьбах народов протекали в режиме с обострением. Приобрели планетарный характер кризисы, вызванные развитием Техногенной Цивилизации. В человеческой истории ранее не было таких этапов, когда возникла реальная опасность деградации и гибели не отдельных народов, империй и культур, а всего человечества. Возникла опасность ядерной, экологической, антропологической (перенаселение) и других катастроф».
Одной из важнейших стала катастрофа социологическая. В этой Цивилизации человек стал создавать предметы потребления, все более облегчающие ему жизнь. Возникло общество потребления, где обладание вещами стало целью жизни отдельных людей, а увеличение потребления – целью экономики. Чем больше потребление, тем лучше экономике, она успешнее развивается. Но вот и тупик - природные ресурсы ограничены. Больше нет возможности брать их во все увеличивающихся объемах. Посчитано, что при нынешнем антропогенном воздействии и уровне природоохранных мер, биосфера могла бы восстанавливаться только при 500 млн. человек на Земле. А сейчас нас уже более 6 млрд.
Тесно связаны с развитием Цивилизаций Культуры народов. Культура является хранительницей традиций, т.е. тяготеет к Традиционной Цивилизации. Мощное наступление Техногенной Цивилизации, средоточием которой стала Америка, стирает культурные различия народов. За последние несколько десятилетий экспансия американской цивилизации стала преобладать во всех странах мира. Международным языком стал английский, нормой экономических отношений стал рынок, нормой человеческих отношений стал эгоизм, нормой духовных потребностей стал Интернет и телевизионные шоу. Это же мы видим и в России. Вспомните Валентина Григорьевича Распутина, его вопль о подавлении современной цивилизацией русского и других коренных народов России. Трудно встретить уже на Руси русского человека с русской широтой души, русским человеколюбием, крепкого в обычаях, правильного в поступках и образе жизни.
Прекрасный исторический срез культурного развития России дал академик РАН, директор института научной информатики РАН, д.и.н., профессор Пивоваровым Ю. А. в своей лекции в МГИМО. Привожу ее краткое описание с философскими выводами В.С.Степина.
Россия пережила 3 культурные революции. Первая была осуществлена Петром 1. Именно при Петре 1 началась Техногенная история развития российской цивилизации. Появился университет с 17 выдающимися учеными из Европы, стали развиваться наука и промышленность, стала реформироваться армия и т.д., но стали подавляться архаичные национальные, русские традиции и церковь. Эти преобразования, однако, привели к тому, что через 100 лет, на новой волне культуры, появились Пушкин А.С., Лермонтов Ю.М., Карамзин Н.М., Грибоедов А.С., и другие представители «Золотого века русской культуры».
Вторая культурная революция произошла после Октябрьского переворота 1917 года, осуществленного большевиками. Существенно исказив «Марксистскую философию, создания гармоничного общества, построенного на приоритете общечеловеческих ценностей, синтезе наук о природе и науки об обществе в единую науку о человеке», большевики разрушили Российское государство и создали государство - Коммуну, которая могла управляться, только с помощью тоталитарного режима, репрессий и подавления населения. Эти преобразования в России нашли, однако, много сторонников. В культуре в это время был непродолжительный «Серебряный век», основанный на отрицании всего старого, яркими представителями которого были: В.В., Маяковский А.М.Горький, О.Э Мандельштам, В.Г. Брюсов, А.А. Блок, А.А. Ахматова, Н.С.Гумилев, М.А. Волошин, М.С.Цветаева, К.С. Малевич и много других имен, которые можно перечислять с большим удовольствием. Большинство из них большевиками были репрессированы и рано окончили свою жизнь.
Третья культурная революция произошла также в результате смены государства-Коммуны, государством – неизвестно чего в 1991 г. Пока еще нет определенной цели, чего мы хотим построить, наследниками какой культуры мы являемся, какие ценности у нас превалируют (Советские или Российские Исторические). Эта культурная революция у нас произошла со знаком минус, т.е. за истекшие уже 20 лет не возникло пока ни одного крупного имени классика в литературе, живописи, театре, а в общественном сознании происходит деградация общепризнанных культурных ценностей – скромность, доброта, искренность в проявлении любви и участия к ближнему. Россиян в Европе в Европе не любят из-за их потребительского, обывательского отношения к окружающим (как можно больше взять и меньше дать самому), из-за не восприятия культуры других народов, чрезмерного, запредельного потребления (не только спиртного, но и роскоши). Все это, к стыду своему, мы видим в отдельных согражданах, находящихся в туристических поездках «за рубежом» и у нас в стране.
Исследования В. С. Степина ценны тем, что дают возможность правильно оценить современную Культуру России, посмотреть на себя со стороны, с точки зрения мировых тенденций развития и Мировой Цивилизации. Прожив уже много лет и выработав для себя основные принципы, я считаю, что нужно признать у нас следующие болезни, присущие нашему Российскому обществу, и особенно развившиеся за последние 20 лет:
1. Мы разобщены и равнодушны в ответственный период, когда решается судьба собственного Отечества. Многие историки в мире отмечают, что нигде в мире социальные перевороты не происходят так быстро, как в России. На Октябрьский переворот большевикам понадобилось всего три дня. Об этом писал еще российский писатель и философ В. В. Розанов «Россия слиняла за три дня». На Ельцинский переворот тоже три дня. Нами легко управлять. У нас нет инстинкта самоорганизации. На Западе граждане мгновенно организовываются в различные движения гражданских инициатив (например, движение за переименование улицы или за права национальных меньшинств). Мы не организованы и разобщены, не чувствуем свою социальную ответственность.
Вот пример, приведенный Ю.С. Пивоваровым в уже упоминавшейся лекции в МГИМО. «Если вспомнить историю Германии, проигравшей 1 Мировую войну, то там тоже была социалистическая революция и там тоже толпы народа, замороченные коммунистами, ринулись на штурм Рейхстага и остановил их лишь один человек, чувствующий свою социальную ответственность – грузный начальник генерального штаба вместе со своими адьютантами лег на мосту через р. Шпрее за пулемет и разогнал толпу. На этом социалистическая революция в Германии закончилась. У нас в то смутное время, к сожалению, такого человека не нашлось в нужное время на нужном месте».
Для демократических преобразований нужно культурное гражданское общество, неравнодушных людей, а его у нас нет.
2. Эгоизм. Не было в нашей российской Традиционной Культуре такого равнодушия к судьбам рядом живущего, как теперь. Всегда люди жили соборно, Знали друг о друге все, Встречались на праздники и в горе, помогали родственникам, чувствовали ответственность за судьбу своих близких людей (детей, стариков, родственников, больных и немощных). Стыдно, что у нас есть в таком количестве детские дома и дома инвалидов при живых родителях и родственниках. Никогда раньше родственники не бросали друг друга в беде, а помогали, чем могли. Это же мы видим во многих других странах с Традиционными Цивилизациями Иран, Афганистан, Индия, Япония и, чего далеко ходить во всех бывших республиках Средней Азии, на Кавказе и в др. Никогда раньше не было в России такого огромное количество имущественных процессов в судах между близкими родственниками. Близкие родственники, братья и сестры не могут договориться о разделе имущества родителей. Как прав был тот долгожитель, который сказал: «Чтобы жить долго, нужно преодолеть в себе три вещи: жадность, зависть и злость!»
3. Мещанство. Когда-то, еще до 70-х годов прошлого столетия это было очень распространенное слово. Мещанами было быть стыдно. Нужно было запоем читать книги, ходить в театр, устраивать посиделки на кухне, умничать самому и восхищаться умом других, но ни в коем случае не обставлять себя дорогостоящей мебелью и вещами, не отгораживаться в коттеджах высокими заборами от людей. Вспомним Виля Липатова. Он много прекрасных вещей написал, борясь с мещанством в тогдашнем российском обществе. Сейчас вещизм это российская национальная идея. По уровню потребления мы уже догоняем Запад. Все у нас есть и машина и дача и компьютер, вещей полон дом, а счастья нет. Оказывается счастье то не в этом.
4. Низкая культура у молодежи. Яркий, пример привел директор Института мировой литературы им. А.М. Горького РАНЮ, академик РАН А.Б. Куделин в опубликованном в интернет - журнале «Вопросы философии» круглом столе, проведенном в СПГУП 27-28 июня 2009 г. «Ученый из нашего института читал лекцию по «Евгению Онегину». После лекции к нему подошла школьница: «Я не понимаю конфликт “Евгения Онегина”» — «Как не понимаете?» — «Я не понимаю, в чем проблема: она любит его, он любит ее, ну переспала бы с ним, и все».
Растет совсем другое поколение. У большинства из них другие ценности. Они не понимают переживаний Ромео и Джульетты. Для них закрыта вся мировая классика. В 14 лет они уже занимаются сексом, курят и пьют. Они не читают книг, поэтому не умеют думать. Мы растим безнравственных людей, офисный планктон для обслуживания денежной Элиты и чиновников, а не самостоятельно мыслящих людей, конструкторов, ученых.
Но ведь воспитание всегда было проблемой семьи, а не государства. Если в российских семьях не воспитываются нравственные люди, то реформа образования должна идти по другому пути. Дело не в качестве учебников. Нужно создавать государственные закрытые учебные заведения, чтобы оторвать детей от неблагополучных родителей для воспитания их нравственности. Все это очень печально, но факт.
5. В обществе отсутствует понятие семьи, как единой и неделимой ячейки общества. В России законом разрешается легко заводить семью и легко расторгать семейные отношения. Россия на первом месте в Европе по количеству разводов. Люди, создавая семью, не знают, зачем они это делают. При этом расходятся люди уже имеющие детей. Это вообще недопустимая ситуация, когда ребенка сначала бросив, папа поджидает у школы, или караулит у подъезда, чтобы ребенок потом всю ночь ревел и мучился из-за своей безотцовщины. Пап и мам, покинувших свои семьи с маленькими детьми, нужно подвергать химической кастрации, как педофилов, чтобы они уже никогда не могли со своим уровнем развития заводить детей и калечить им жизнь. Так или иначе, если ситуация не изменится, по некоторым оценкам, через 30-40 лет население России сократится до 80 миллионов человек, т. е. сравняется с населением современной Германии.
6. В Бога не веруем и Бога не боимся. Церковь на Руси – хранительница культурных традиций русского народа и его нравственный наставник. Чтобы быть ближе к народу, церковь меняется. Изменился язык служения в церкви, стал более понятным. Проповеди содержат теперь привычные нам термины Техногенной Цивилизации. Признаны и используется, как средства общения церковью, не признаваемые ранее, Телевиденье, Радио, Интернет. Церковь участвует во всех возможных научных и нравственных дискуссиях, наставляя нас на путь истинный. Современные проповедники, люди прекрасно образованные, живо реагирующие на самые острые вопросы современности. Церковь прекрасный институт морали и нравственная школа. Кто в Бога верует, тот не грешит. Фактом остается лишь то, что влияние церкви на наше мировоззрение пока ничтожно.
Изучая возможные пути развития России, В.С. Степин оставляет нам один единственный путь. Техногенная Цивилизация возможна в рамках, не нарушающих природный баланс планеты, т.е. при существенном снижении (в десятки раз) объемов воздействия на природу и, соответственно, объемов потребления. Повышение культуры взаимодействия между людьми и с природой должно быть главной задачей не только россиян, а всего человечества. (Кстати, этим путем уже много лет идет Япония и успешно развивается. Сплоченное культурными традициями население Японии способно, как мы убедились при последнем землетрясении в Японии, выдержать любые испытания.)
Смысл жизни каждого конкретного человека – это духовное совершенствование самого себя. Прав был Гегель, первично духовное, а не материальное. Для того, чтобы чего-либо построить сначала должна быть идея, проект, который в головах. Без идеи самолета, не будет построен самолет, т.е. идея первична. Материальное благополучие должно обеспечивать лишь духовное развитие человека. «Деньги нужно тратить на книги и на путешествия». Духовная жизнь в рамках Культурных традиций требует постоянного совершенствования людей. В наше кризисное для российской цивилизации время нужно отказаться от бездумного накопительства и освободившееся свободное время обратить к соборным, истинно русским формам взаимодействия и взаимопомощи между людьми. Бессмысленно требовать лучшего правительства, чем само общество. Меняться нам предстоит самим. Культура - основа нашей Цивилизации. Она определяет смыслы нашей жизни.
А.В. Александров
Почему, сформировавшееся за последние 20 лет российское общество, является больным? Почему курс экономического развития России в этот период сопровождается неуправляемым процессом деградации и вырождения российской цивилизации?
На все эти вопросы, очень обстоятельно ответил выдающийся отечественный философ, академик РАН Вячеслав Семенович Степин в своей работе «Цивилизация и Культура» (СПбГУП, 2010 г.). Им на основании научных исследований построена научно обоснованная теория глобального развития Цивилизации и Культуры для всего человечества. Сформулированы закономерности развития Цивилизаций и приведены сценарии развития России, при том или ином выборе россиян. Для обоснования приведенных далее выводов, приведу краткое изложение этой теории.
В соответствии с концепцией В.С. Степина, Цивилизация развивается в двух направлениях Традиционном и Техногенном.
Традиционное развитие Цивилизации означает, что человек осознает себя частью природы и совершенствуется только в понимании природных явлений. К Традиционным Цивилизациям относятся все Религии и восточные культуры: Индия, Япония, Китай, Ближний и Средний Восток, а также Россия, африканские страны, страны Южной Америки, т. е. большая часть человечества.
«В традиционных Культурах доминировало понимание, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры «у-вэй», который провозглашал идеал минимального действия, основанного на чувстве резонанса ритмов мира. Этот принцип был альтернативен идеалу преобразующего действия, основанному на гармоничном вмешательстве в протекание природных и социальных процессов. Он ориентировал не столько на преобразование внешней среды, сколько на адаптацию к ней. Традиционные Культуры никогда не ставили своей целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой».
В традиционной Культуре полагалось не столько работать в материальной среде, сколько размышлять о человеческих отношениях, о Боге, о смыслах Жизни, о Вечных ценностях.
Техногенная Цивилизация возникла с появлением наук (начало положила Декартова математика) и распространилась вначале в странах Западной Европы, а затем также в США, Канаду, Японию, Индию, Китай, в России и по всему остальному миру с традиционными цивилизациями, подавляя их при этом. В этой идеологии человек осознает себя венцом Творения, стоит над природой и старается изменять и приспосабливать природу под свои потребности.
«Предполагалось, что ресурсы Природы безграничны и человек имеет возможность черпать их в увеличивающихся масштабах. Темпы социального развития здесь резко ускоряются. За последние полвека перемены в технологиях, окружающей человека предметной среде, образе жизни, судьбах народов протекали в режиме с обострением. Приобрели планетарный характер кризисы, вызванные развитием Техногенной Цивилизации. В человеческой истории ранее не было таких этапов, когда возникла реальная опасность деградации и гибели не отдельных народов, империй и культур, а всего человечества. Возникла опасность ядерной, экологической, антропологической (перенаселение) и других катастроф».
Одной из важнейших стала катастрофа социологическая. В этой Цивилизации человек стал создавать предметы потребления, все более облегчающие ему жизнь. Возникло общество потребления, где обладание вещами стало целью жизни отдельных людей, а увеличение потребления – целью экономики. Чем больше потребление, тем лучше экономике, она успешнее развивается. Но вот и тупик - природные ресурсы ограничены. Больше нет возможности брать их во все увеличивающихся объемах. Посчитано, что при нынешнем антропогенном воздействии и уровне природоохранных мер, биосфера могла бы восстанавливаться только при 500 млн. человек на Земле. А сейчас нас уже более 6 млрд.
Тесно связаны с развитием Цивилизаций Культуры народов. Культура является хранительницей традиций, т.е. тяготеет к Традиционной Цивилизации. Мощное наступление Техногенной Цивилизации, средоточием которой стала Америка, стирает культурные различия народов. За последние несколько десятилетий экспансия американской цивилизации стала преобладать во всех странах мира. Международным языком стал английский, нормой экономических отношений стал рынок, нормой человеческих отношений стал эгоизм, нормой духовных потребностей стал Интернет и телевизионные шоу. Это же мы видим и в России. Вспомните Валентина Григорьевича Распутина, его вопль о подавлении современной цивилизацией русского и других коренных народов России. Трудно встретить уже на Руси русского человека с русской широтой души, русским человеколюбием, крепкого в обычаях, правильного в поступках и образе жизни.
Прекрасный исторический срез культурного развития России дал академик РАН, директор института научной информатики РАН, д.и.н., профессор Пивоваровым Ю. А. в своей лекции в МГИМО. Привожу ее краткое описание с философскими выводами В.С.Степина.
Россия пережила 3 культурные революции. Первая была осуществлена Петром 1. Именно при Петре 1 началась Техногенная история развития российской цивилизации. Появился университет с 17 выдающимися учеными из Европы, стали развиваться наука и промышленность, стала реформироваться армия и т.д., но стали подавляться архаичные национальные, русские традиции и церковь. Эти преобразования, однако, привели к тому, что через 100 лет, на новой волне культуры, появились Пушкин А.С., Лермонтов Ю.М., Карамзин Н.М., Грибоедов А.С., и другие представители «Золотого века русской культуры».
Вторая культурная революция произошла после Октябрьского переворота 1917 года, осуществленного большевиками. Существенно исказив «Марксистскую философию, создания гармоничного общества, построенного на приоритете общечеловеческих ценностей, синтезе наук о природе и науки об обществе в единую науку о человеке», большевики разрушили Российское государство и создали государство - Коммуну, которая могла управляться, только с помощью тоталитарного режима, репрессий и подавления населения. Эти преобразования в России нашли, однако, много сторонников. В культуре в это время был непродолжительный «Серебряный век», основанный на отрицании всего старого, яркими представителями которого были: В.В., Маяковский А.М.Горький, О.Э Мандельштам, В.Г. Брюсов, А.А. Блок, А.А. Ахматова, Н.С.Гумилев, М.А. Волошин, М.С.Цветаева, К.С. Малевич и много других имен, которые можно перечислять с большим удовольствием. Большинство из них большевиками были репрессированы и рано окончили свою жизнь.
Третья культурная революция произошла также в результате смены государства-Коммуны, государством – неизвестно чего в 1991 г. Пока еще нет определенной цели, чего мы хотим построить, наследниками какой культуры мы являемся, какие ценности у нас превалируют (Советские или Российские Исторические). Эта культурная революция у нас произошла со знаком минус, т.е. за истекшие уже 20 лет не возникло пока ни одного крупного имени классика в литературе, живописи, театре, а в общественном сознании происходит деградация общепризнанных культурных ценностей – скромность, доброта, искренность в проявлении любви и участия к ближнему. Россиян в Европе в Европе не любят из-за их потребительского, обывательского отношения к окружающим (как можно больше взять и меньше дать самому), из-за не восприятия культуры других народов, чрезмерного, запредельного потребления (не только спиртного, но и роскоши). Все это, к стыду своему, мы видим в отдельных согражданах, находящихся в туристических поездках «за рубежом» и у нас в стране.
Исследования В. С. Степина ценны тем, что дают возможность правильно оценить современную Культуру России, посмотреть на себя со стороны, с точки зрения мировых тенденций развития и Мировой Цивилизации. Прожив уже много лет и выработав для себя основные принципы, я считаю, что нужно признать у нас следующие болезни, присущие нашему Российскому обществу, и особенно развившиеся за последние 20 лет:
1. Мы разобщены и равнодушны в ответственный период, когда решается судьба собственного Отечества. Многие историки в мире отмечают, что нигде в мире социальные перевороты не происходят так быстро, как в России. На Октябрьский переворот большевикам понадобилось всего три дня. Об этом писал еще российский писатель и философ В. В. Розанов «Россия слиняла за три дня». На Ельцинский переворот тоже три дня. Нами легко управлять. У нас нет инстинкта самоорганизации. На Западе граждане мгновенно организовываются в различные движения гражданских инициатив (например, движение за переименование улицы или за права национальных меньшинств). Мы не организованы и разобщены, не чувствуем свою социальную ответственность.
Вот пример, приведенный Ю.С. Пивоваровым в уже упоминавшейся лекции в МГИМО. «Если вспомнить историю Германии, проигравшей 1 Мировую войну, то там тоже была социалистическая революция и там тоже толпы народа, замороченные коммунистами, ринулись на штурм Рейхстага и остановил их лишь один человек, чувствующий свою социальную ответственность – грузный начальник генерального штаба вместе со своими адьютантами лег на мосту через р. Шпрее за пулемет и разогнал толпу. На этом социалистическая революция в Германии закончилась. У нас в то смутное время, к сожалению, такого человека не нашлось в нужное время на нужном месте».
Для демократических преобразований нужно культурное гражданское общество, неравнодушных людей, а его у нас нет.
2. Эгоизм. Не было в нашей российской Традиционной Культуре такого равнодушия к судьбам рядом живущего, как теперь. Всегда люди жили соборно, Знали друг о друге все, Встречались на праздники и в горе, помогали родственникам, чувствовали ответственность за судьбу своих близких людей (детей, стариков, родственников, больных и немощных). Стыдно, что у нас есть в таком количестве детские дома и дома инвалидов при живых родителях и родственниках. Никогда раньше родственники не бросали друг друга в беде, а помогали, чем могли. Это же мы видим во многих других странах с Традиционными Цивилизациями Иран, Афганистан, Индия, Япония и, чего далеко ходить во всех бывших республиках Средней Азии, на Кавказе и в др. Никогда раньше не было в России такого огромное количество имущественных процессов в судах между близкими родственниками. Близкие родственники, братья и сестры не могут договориться о разделе имущества родителей. Как прав был тот долгожитель, который сказал: «Чтобы жить долго, нужно преодолеть в себе три вещи: жадность, зависть и злость!»
3. Мещанство. Когда-то, еще до 70-х годов прошлого столетия это было очень распространенное слово. Мещанами было быть стыдно. Нужно было запоем читать книги, ходить в театр, устраивать посиделки на кухне, умничать самому и восхищаться умом других, но ни в коем случае не обставлять себя дорогостоящей мебелью и вещами, не отгораживаться в коттеджах высокими заборами от людей. Вспомним Виля Липатова. Он много прекрасных вещей написал, борясь с мещанством в тогдашнем российском обществе. Сейчас вещизм это российская национальная идея. По уровню потребления мы уже догоняем Запад. Все у нас есть и машина и дача и компьютер, вещей полон дом, а счастья нет. Оказывается счастье то не в этом.
4. Низкая культура у молодежи. Яркий, пример привел директор Института мировой литературы им. А.М. Горького РАНЮ, академик РАН А.Б. Куделин в опубликованном в интернет - журнале «Вопросы философии» круглом столе, проведенном в СПГУП 27-28 июня 2009 г. «Ученый из нашего института читал лекцию по «Евгению Онегину». После лекции к нему подошла школьница: «Я не понимаю конфликт “Евгения Онегина”» — «Как не понимаете?» — «Я не понимаю, в чем проблема: она любит его, он любит ее, ну переспала бы с ним, и все».
Растет совсем другое поколение. У большинства из них другие ценности. Они не понимают переживаний Ромео и Джульетты. Для них закрыта вся мировая классика. В 14 лет они уже занимаются сексом, курят и пьют. Они не читают книг, поэтому не умеют думать. Мы растим безнравственных людей, офисный планктон для обслуживания денежной Элиты и чиновников, а не самостоятельно мыслящих людей, конструкторов, ученых.
Но ведь воспитание всегда было проблемой семьи, а не государства. Если в российских семьях не воспитываются нравственные люди, то реформа образования должна идти по другому пути. Дело не в качестве учебников. Нужно создавать государственные закрытые учебные заведения, чтобы оторвать детей от неблагополучных родителей для воспитания их нравственности. Все это очень печально, но факт.
5. В обществе отсутствует понятие семьи, как единой и неделимой ячейки общества. В России законом разрешается легко заводить семью и легко расторгать семейные отношения. Россия на первом месте в Европе по количеству разводов. Люди, создавая семью, не знают, зачем они это делают. При этом расходятся люди уже имеющие детей. Это вообще недопустимая ситуация, когда ребенка сначала бросив, папа поджидает у школы, или караулит у подъезда, чтобы ребенок потом всю ночь ревел и мучился из-за своей безотцовщины. Пап и мам, покинувших свои семьи с маленькими детьми, нужно подвергать химической кастрации, как педофилов, чтобы они уже никогда не могли со своим уровнем развития заводить детей и калечить им жизнь. Так или иначе, если ситуация не изменится, по некоторым оценкам, через 30-40 лет население России сократится до 80 миллионов человек, т. е. сравняется с населением современной Германии.
6. В Бога не веруем и Бога не боимся. Церковь на Руси – хранительница культурных традиций русского народа и его нравственный наставник. Чтобы быть ближе к народу, церковь меняется. Изменился язык служения в церкви, стал более понятным. Проповеди содержат теперь привычные нам термины Техногенной Цивилизации. Признаны и используется, как средства общения церковью, не признаваемые ранее, Телевиденье, Радио, Интернет. Церковь участвует во всех возможных научных и нравственных дискуссиях, наставляя нас на путь истинный. Современные проповедники, люди прекрасно образованные, живо реагирующие на самые острые вопросы современности. Церковь прекрасный институт морали и нравственная школа. Кто в Бога верует, тот не грешит. Фактом остается лишь то, что влияние церкви на наше мировоззрение пока ничтожно.
Изучая возможные пути развития России, В.С. Степин оставляет нам один единственный путь. Техногенная Цивилизация возможна в рамках, не нарушающих природный баланс планеты, т.е. при существенном снижении (в десятки раз) объемов воздействия на природу и, соответственно, объемов потребления. Повышение культуры взаимодействия между людьми и с природой должно быть главной задачей не только россиян, а всего человечества. (Кстати, этим путем уже много лет идет Япония и успешно развивается. Сплоченное культурными традициями население Японии способно, как мы убедились при последнем землетрясении в Японии, выдержать любые испытания.)
Смысл жизни каждого конкретного человека – это духовное совершенствование самого себя. Прав был Гегель, первично духовное, а не материальное. Для того, чтобы чего-либо построить сначала должна быть идея, проект, который в головах. Без идеи самолета, не будет построен самолет, т.е. идея первична. Материальное благополучие должно обеспечивать лишь духовное развитие человека. «Деньги нужно тратить на книги и на путешествия». Духовная жизнь в рамках Культурных традиций требует постоянного совершенствования людей. В наше кризисное для российской цивилизации время нужно отказаться от бездумного накопительства и освободившееся свободное время обратить к соборным, истинно русским формам взаимодействия и взаимопомощи между людьми. Бессмысленно требовать лучшего правительства, чем само общество. Меняться нам предстоит самим. Культура - основа нашей Цивилизации. Она определяет смыслы нашей жизни.
А.В. Александров