1
Избавление от уродства
Написано АВА,
15 September 2016
·
4596 Просмотров
формирование мировоззрения
Каждый день проезжаю и до конца жизни теперь, видимо, буду ездить мимо первого 16-этажного строящегося жилого дома квартала «Северный вальс» («СВ»), нелепо торчащего прямо посередине леса вдоль «Дороги Жизни» напротив города Всеволожска. Он даже внешне, своим расположением, нелепой этажностью раздражает, не говоря о том, что добавляет г. Всеволожску массу проблем. Некоторые проблемы перечислю:
1. Строительство ведется, спешно вырубая лес, в который всеволожцы испокон века ходили за грибами и ягодами, на земле военного полигона, принадлежность которой г. Всеволожску, не определена и вяло оспаривается в печати пока только инициативными авторами. Властные структуры в городе и области о столь масштабном строительстве (270000 м2 жилой площади это, примерно, 27 тысяч новых жителей в городе) молчат. Никаких общественных слушаний по этому поводу не было. Разрешение на строительство было выдано без обсуждения, спешно, видимо, воспользовавшись временной неопределенностью ситуации с землей.
2. Выдав разрешение на строительство, власти города, видимо, знают, но опять молчат, как они разрешат транспортную проблему на дороге Жизни, которая уже перегружена, а при добавлении еще 8500 -9000 (см. СП 42.13330.2011, п. 11.3) автомобилей приведет к необходимости строительства другой, дублирующей дороги в г. С.-Петербург. При этом, строительство новой автодороги (стоимость которой сравнима со стоимостью всего жилого района «Северный вальс»), по принятым правилам необходимо было бы выполнить раньше, чем выдавать разрешение на строительство этого жилого района.
3. Положение со всеволожскими инженерными сетями, власти, наверняка, тоже знают, потому, что ими в 2012 г. была принята программа долгосрочного, до 2025 г., социально-экономического развития г. Всеволожска. Привожу дословные выдержки из этой программы:
«Всеволожск — город с низким уровнем инженерного обеспечения. Для обеспечения современного уровня благоустройства жилых и общественно-деловых объектов необходимо формирование на базе существующих инженерных систем, полноценной системы инженерного обеспечения города с соблюдением всех экологических и природоохранных мероприятий; нет стабильности, надежности в инженерном обеспечении (отсутствуют резервные линии, закольцовка сетей), для обеспечения бесперебойности и надежности инженерных систем города необходимо предусмотреть мероприятия по дублированию существующих сетей и строительству новых инженерных объектов; Всеволожск на 80% состоит из частного сектора, а он особенно слабо обеспечен инфраструктурой. Освоение резервных территорий необходимо вести с опережающим строительством инженерной инфраструктуры.
В связи с тем, что водовод «Ладожский» и водоочистные сооружения г.Всеволожска находятся в аренде у предприятия ОАО «Водотеплоснаб», ОАО «Вт сети», из-за отсутствия собственного источника воды, вынуждено покупать воду у ОАО «Водотеплоснаб» для дальнейшей транспортировки и водоснабжения холодной и горячей водой, теплоснабжения потребителей ресурсов МО «Город Всеволожк…».
«…В эксплуатации предприятия находятся:
- Водопроводные насосные станции (внс) – 4 шт. общей производительностью – 4,42 м3/сутки.
- Сети водоснабжения протяженностью – 81,174 км., в том числе:
сети Промзона «Кирпичный завод» -0,618 км.
ВНС по ул. Ленинградская 19
ВНС по ул. Межевая 18-А.
ВНС по ул. Плоткина д. 5.
ВНС по ул. Ленинградская 34/82
Объем товарной питьевой воды составляет 30,6 тыс.м3/сутки
Объем товарной технической воды составляет 7,2тыс.м3/сутки.
Состояние сетей:
-техническое состояние сетей водоснабжения характеризуется высокой степенью износа;
-протяженность отслуживших свой срок и требующих замены водопроводных сетей 63% от общей протяженности;
-средний физический износ основных фондов по водоснабжению составляет 70%.
Положения системы водоотведения города Всеволожска.
В эксплуатации ОАО «Вт сети» находятся:
кнс - 13 шт. общей производительностью – 107,54 м3/сутки,
кос - 1 шт. производительностью - 0,5 м3/сутки.
сети канализации протяженностью – 104,07 км.
Стоки собираются в централизованную систему и направляются через главную насосную станцию в п. Ковалево на очистные сооружения г.Санкт-Петербурга (ГУП «Водоканал Спб») . Имеются только очистные сооружения небольшой мощности производительностью Q = 0,5 тыс.м.куб. в сутки. Общая протяженность сетей хозяйственно-бытовой канализации 104,072 км, из которых 40,86 км нуждаются в замене по причине их ветхости.
Износ основных фондов коммунальных систем водоотведения МО «Город Всеволожск» на конец 2010 года составил:
на сетях канализации – 60 %, на сооружениях канализации –70%.
Канализационные очистные сооружения (Алексеевские очистные сооружения, далее «АОС») МО «Город Всеволожск» обеспечивают потребности в очистке сточных вод от мкр. Мельничный ручей.
Очистка сточной жидкости действующими очистными сооружениями (АОС) составляет 4% от общего объема сточной жидкости, передаваемой на очистку…».
"...Для полноценного обеспечения проектируемых и существующих объектов жилищного и общественно-делового строительства суммарный расход воды должен составить около 77 тыс. м3 /сутки (на производственные нужды – около 36 тыс. м3 /сутки). Данные цифры получены по принципам расчета в укрупненных показателях. Для обеспечения этих расходов требуется:
- реконструкция насосной станции и Ладожского водовода;
- строительство еще одной ветки водовода;
- расширение Всеволожских очистных сооружений;
- прокладка водоводов (ориентировочно диаметром 500-800 мм к новым промзонам).
Необходимые потребности в воде могут быть обеспечены от существующих водозаборов с увеличением их производительности до 80,0 тыс. м3 /сут….»
Таким образом, выдавая разрешение на строительство «СВ», власти города сознательно нарушают свою собственную программу, где написано, что инженерные сети должны стать объектом опережающего развития, т. е. строиться в первоочередном порядке и, наверняка, знают, что при увеличении численности города до 87000 чел., в соответствии с принятым в 2012 г. планом социально-экономического развития г. Всеволожска, требуется масштабная реконструкция сетей:
- реконструкция насосной станции и Ладожского водовода;
- строительство еще одной ветки водовода;
- расширение Всеволожских очистных сооружений;
- прокладка водоводов (ориентировочно диаметром 500-800 мм к новым промзонам).
Без этого ничего нового строить нельзя. Не буду комментировать катастрофическое увеличение нагрузки на Всеволожскую больницу и поликлинику в связи со строительством «СВ», а также ситуацию с детскими садами, школами и другими объектами инфраструктуры.
Что же это за власть такая: или не ведают, что творят, или преступно лоббируют интересы строительных компаний во Всеволожском районе. Господа Прокуратура, господа Ленинградская область, где же ваш контроль?
Ситуация во Всеволожске типична также и для Санкт-Петербурга и его районов. В большинстве своем городские власти состоят из скрытых девелоперов крупных строительных компаний, которые без предварительной реконструкции транспортных сетей и опережающего строительства новых инфраструктурных объектов, в последнее время, в массовом порядке сдают в аренду земельные участки в городе и разрешают строить на них многоэтажные дома- муравейники без реконструкции транспортных сетей, детских садов, школ, поликлиник и пр.
Организация массового строительства в России это очевидный системный сбой в организации строительства по остальному миру. Россия безнадежно отстала в строительстве красивых сооружений, необычных по форме, удобных для жизни, создающих комфортную среду обитания. Мы не в состоянии запроектировать и построить, например, монолитные купола в диаметре до 200 м., перекрывающие стадионы, как в Канаде, небоскребы высотой 828 м., как в Эмиратах, самый красивый в мире оперный театр с вантовыми конструкциями покрытия, как в Харбине (Китай), небоскреб Тайбэй 101,как в Тайланде, высотой 506 м., построенный в самом центре сейсмически активной зоны. Мы не можем осваивать подземные пространства, как в мегаполисах Норвегии, Германии и Франции, где под землей расположены целые стадионы, промышленные предприятия, зоны отдыха. Мы не можем проектировать и строить жилые дома в гармонии с окружающей природой, сами себя отапливающие и вырабатывающие необходимую электроэнергию от Солнца, Ветра и всего, что Бог дал бесплатно людям. Много в мире построено рукотворных чудес света, в разных странах, гораздо более бедных, чем Россия, но с совсем иными представлениями в головах у архитекторов, занимающихся строительством. Россия, наверное, родина жилой застройки городов и поселков, изначально конфликтующих с богатейшей природой страны и создающих, даже в центре страны невозможные для людей условия для жизни c немыслимой плотностью застройки, отсутствием необходимых для жизни различных по мобильности людей подъездов и транспорта, достаточного электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и всех объектов инфраструктуры (детских садов, школ, поликлиник, магазинов и предприятий обслуживания).
На основании своего опыта и знаний, попробую дать свой, субъективный анализ: почему в России в таком количестве рождаются строительные уроды (строительные чиновники, архитекторы и их сооружения) и как нам избавиться от уродства.
После 1918 года до 1929 г. в стране не было Архитектуры, потому что не было строительства. Была разруха, не было промышленности, железные дороги не работали, государственные структуры были не организованы. Большевики заняты были войной с собственным населением, поиском врагов, шпионов и борьбой с инакомыслием. Лишь в 1929 году была осознана и принята программа индустриализации страны. Для этого нужно было построить более 1000 заводов, реконструировать железные дороги, построить новые города. В условиях, когда уровень образования в стране был в лучшем случае 4 класса церковно-приходской школы, выполнять проекты новых заводов и городов было некому. Мозги пришли из-за границы. В основном это были архитекторы из США и Германия, нанятые по контрактам через наркомат иностранных дел Советской России. К 1932 году были созданы в крупных городах в Москве, Новосибирске, Магнитогорске, Сталинграде, Кузнецке и др. проектные бюро и крупные проектные институты для проектирования металлургических заводов, железных дорог, горнодобывающих предприятий, нефтедобывающих и -перерабатывающих предприятий. Все они работали под управлением ГПУ и иностранных архитекторов, нанятых по контрактам в разных странах мира. В то время в архитектуре в России господствовали две школы немецкая, под руководством Эрнста Мая и американская, под руководством Альберта Кана. Заводы, целиком, с технологией и оборудованием закупались в Америке (за зерно, при массовом голоде в России), а рабочие поселки проектировались проектными бюро по месту строительства. Первоначально планировалось построить временные бараки, а потом реконструировать их в удобные рабочие поселки. Немцы, под руководством Эрнста Мая пытались внедрить в России функциональную застройку городов и поселков, когда были разделены промышленная и жилая зона. Жилая зона вписывалась бы в ландшафт, не искажая рельефа местности, подчеркивая природную красоту озер и рек. Американцы в то время придерживались в застройке городов чикагской школы архитекторов (Луис Салливен) с прямыми широкими магистралями, небоскребами, с созданием полностью урбанизированной среды. Все решения, в том числе и архитектурные, принимались, в то время в России, отнюдь не архитекторами, а крупными партийными руководителями. Проектирование городов решено было выполнять по американской модели (Магнитогорск, Сталинград и др.). Самая главная беда заключалась в том, что запроектированные в то время, при крупных заводах, целые города из бараков, так и не были, потом, реконструированы в удобные дома и люди вынуждены были жить в них до массового крупнопанельного домостроения, при Н.С. Хрущеве, и живут до настоящего времени. Не будем здесь рассматривать отдельные сооружения отдельных русских архитекторов авангардистов, конструктивистов и классицистов эпохи Сталинского ампира. Ими можно восхищаться, как отдельными полетами мысли, но все они имеют чисто экспериментальное значение и на уровень массовой архитектуры в России, уровень жизни россиян оказали влияние не значительное. К сожалению, в архитектуре мы до сих пор не вылезли из эпохи острой нехватки жилья, временных бараков и крупнопанельного домостроения. В последние годы (в период капиталистического развития России и немыслимого обогащения строительных предпринимателей) в архитектуре в России вообще отсутствует собственная идеология. Архитекторы лишь копируют западные 20-летней давности, образцы стеклянных кубов и башен или советское многоэтажное строительство домов – муравейников. С сожалением нужно отметить, что в России за весь ее период строительства, начиная с 1917 г. до наших дней, не было ни одного периода свободы творчества и самовыражения. Проектировщики всегда были зажаты, с одной стороны, требованиями жесткой экономии, скромными социальными нормами населения, и, с другой стороны, необоснованными планами глобальных преобразований (затопление водохранилищами, освоение целины, строительство БАМа, гигантских заводов на пустом месте, железных дорог в никуда и пр.). В последние годы, еще хуже, архитекторами руководит только коммерческая выгода от продажи построенного жилья. Это и рождает дома-уроды, о которых в начале статьи.
Не думаю, что меня будут читать кто-нибудь из влиятельных руководителей строительства в России, но позволю себе, на основании своего опыта и знаний, сформулировать, предложения по возможной организации строительства в России. Они примерно соответствуют организации строительства за рубежом и на содержат ничего нового.
1.Аренда земли и получение разрешения на строительство.
Участки земли под строительство зданий и сооружений в России должны выдаваться в аренду инвесторам бесплатно, при условии, что участок должен быть благоустроен Заказчиком до начала строительства. Выполнен проект вертикальной планировки, подведены дороги, реконструированы сети, выполнено благоустройство. Разрешение на строительство должно выдаваться также бесплатно при наличии утвержденного проекта зданий и сооружений. При этом застройка участка должна предусматривать строительство всего комплекса сооружений, прежде всего инфраструктурных объектов и в последнюю очередь жилья.
2. Организация строительных подрядов.
Основой организации контрактов на строительство должен быть тендерный отбор Архитектора объекта строительства. При этом Архитектором объекта строительства может быть, как архитектор по-образованию, так и конструктор. Т. е. это должен быть специалист, способный взять на себя ответственность за стройку во все ее периоды. Не может, например, архитектор запроектировать и построить мост. Его конструкции и узлы должны быть, прежде всего, рассчитаны. Т.е. здесь возглавить стройку должен мостовик, конструктор. Не сможет запроектировать и построить парк отдыха, на берегу реки, конструктор, проектирующий павильоны. Здесь возглавить стройку должен ландшафный архитектор. Так построена организация строительных подрядов по всему миру. Архитектор проекта не только автор проекта, но и его исполнитель от проекта до сдачи объекта в постоянную эксплуатацию. Таким, например, был в России О. Монферан - гениальный архитектор и в то же время талантливый конструктор, или В.Г. Шухов – гениальный русский инженер-конструктор, но и талантливый архитектор. Таким является Эдриан Смит автор проекта башни в Дубае. Разработку проекта Тайбея 101, начал мэр Тайбея конструктор Чен Шуибьян и т.д. все известные архитектурные сооружения в мире имеют своего автора-исполнителя.
На этом этапе тендерного отбора Архитектора проекта, Заказчиком должны отбираться наиболее известные Архитекторы, зарекомендовавшие себя известными построенными зданиями и сооружениями. Им Заказчиком рассылаются предложения с принятием участия в тендере. Задачей Архитектора является выполнить эскизный проект сооружения с представлением основных его объемно- планировочных решений и технико-экономических показателей. На эти цели Заказчиком работ должны выделяться всем кандидатам равные финансовые ресурсы на безвозвратной основе, достаточные для выполнения эскизного проекта. По результатам представленных работ Заказчиком выбирается Архитектор проекта.
2. Роль архитектора проекта в проектировании и строительстве объектов.
Архитектору – автору проекта в проектно-строительных контрактах должна принадлежать ведущая роль. На него возлагается управление контрактом со стороны Заказчика. Это отличается от традиционных функций архитектора-проектировщика в нашей стране. Заказчик по всем вопросам контракта имеет дело практически только с Архитектором проекта, который отвечает за своевременную реализацию контракта в соответствии со всеми его документами. При этом Заказчику уже не нужно содержать значительный штат контролеров за проектированием и строительством. Весь комплекс работ по руководству строительством квалифицированно выполняет Архитектор проекта. Понятно, что Архитектор проекта является юридическим лицом, возглавляющим собственную фирму. Архитектор проекта нанимает подрядчиков по всем видам работ. При промежуточных расчетах архитектор регулярно принимает от подрядчика выполненные работы, проверяет их по количеству и качеству исполнения и подписывает акты выполненных работ. При оценке качества выполненных работ, решение Архитектора проекта окончательное. По завершении строительства Архитектор проекта принимает от подрядчика готовый объект и передает его Заказчику. Он же несет всю полноту ответственности за качество сооружения в гарантийный эксплуатационный период.
Таким образом, кроме разработки проекта для Заказчика, Архитектор проекта может являться его доверенным лицом и представлять его интересы во время подготовки контракта, и в течение всего срока строительства, до момента сдачи объекта и окончательного расчета.
Труд Архитектора проекта оценивается высоко. Еще во времена Сократа, нанимая архитектора, ему платили в 20 раз больше, чем отличному плотнику, теперь за рубежом Архитектору платят неизмеримо больше.
4. Оценка архитектурной деятельности в обществе.
При значительном повышении ответственности Архитектора проекта в строительстве, основное значение для его привлечения к проектам будут иметь профессиональные достижения (построенные объекты, печатные труды, успешные проекты). В этих условиях, дабы не потерять лицо, Архитектор проекта вряд ли согласится на руководство проектом упомянутого в начале статьи квартала жилых домов во Всеволожске. Он вынужден будет постоянно повышать уровень своих проектов в конкурентной среде амбициозных, талантливых людей. Он должен постоянно быть на виду, публиковать статьи, выдвигать архитектурные идеи. С сожалением должен сказать, что при существующей в России организации строительства наберется пока не много архитекторов, способных организовать успешное строительство объекта от эскиза проекта, до его сдачи в постоянную эксплуатацию. Таких специалистов не готовят в Российских ВУЗах, у работающих ныне архитекторов нет достаточных знаний в строительной практике, конструктивных расчетах, юриспруденции, в строительных материалах, хозяйственной деятельности и т..п. Чтобы воспитать таких профессионалов нужно перестроить в стране строительное образование полностью.
5. Избавление от уродства.
Основные уродства при строительстве зарождаются, однако, в муниципалитетах. Именно они выдают разрешения на незаконное строительство в лесу, в местах общего пользования, на берегах озер, без генерального плана, несмотря на митинги протестов и письма граждан, запретительные законы и указания правительства. В российских муниципалитетах - весь корень зла. Они манипулируют информацией о земельных участках, состоянии жилого фонда, ресурсах района в своих, часто, корыстных интересах. Им дано право распоряжаться всеми имеющимися ресурсами района. При этом сознательно запутывается и искажается делопроизводство, тонко используются неточности в формулировках законов, указаниях вышестоящих органов и структур.
Приведу в пример работу муниципалитета в Финляндии. Все участки размежованы. Везде указатели и информационные таблички. Участки передаются в аренду, под согласованное во всех инстанциях строительство бесплатно. Муниципалитет лишь жестко следит, чтобы строительство велось без какого-либо ущерба природе. Если вы прошли по цветущему полю в лесу не по тропинке, к Вам завтра придет муниципальный инспектор и выпишет штраф. Если на машине проедете по лесу в неположенном месте, могут и посадить. Основное предназначение муниципалитетов в Финляндии – сохранение в сохранности природы района. При наших масштабах вредительства во Всеволожском районе (загажены и застроены озера и реки, вырубаются леса под еще не разрешенное строительство , строительство ведется с нарушением всех регламентов ПЗЗ, генплан и т.д.) по Финляндским законам градоначальникам и другим ответственным чиновникам, грозило бы пожизненное заключение. У нас им все сходит с рук, даже не краснеют, просто молчат.
В существующей системе взаимоотношений власти с народом, это две противоположные стороны, с трудом понимающие друг друга. Власть сформирована по партийному принципу, а не по профессиональным качествам. Избавиться здесь от строительных уродов очень трудно, но, частично, при активной жизненной позиции, влиять на решения чиновников можно. Надеюсь, моя статья поможет всеволожцам разобраться в строительной проблематике во Всеволожске и в России.
А.В.Александров.
1. Строительство ведется, спешно вырубая лес, в который всеволожцы испокон века ходили за грибами и ягодами, на земле военного полигона, принадлежность которой г. Всеволожску, не определена и вяло оспаривается в печати пока только инициативными авторами. Властные структуры в городе и области о столь масштабном строительстве (270000 м2 жилой площади это, примерно, 27 тысяч новых жителей в городе) молчат. Никаких общественных слушаний по этому поводу не было. Разрешение на строительство было выдано без обсуждения, спешно, видимо, воспользовавшись временной неопределенностью ситуации с землей.
2. Выдав разрешение на строительство, власти города, видимо, знают, но опять молчат, как они разрешат транспортную проблему на дороге Жизни, которая уже перегружена, а при добавлении еще 8500 -9000 (см. СП 42.13330.2011, п. 11.3) автомобилей приведет к необходимости строительства другой, дублирующей дороги в г. С.-Петербург. При этом, строительство новой автодороги (стоимость которой сравнима со стоимостью всего жилого района «Северный вальс»), по принятым правилам необходимо было бы выполнить раньше, чем выдавать разрешение на строительство этого жилого района.
3. Положение со всеволожскими инженерными сетями, власти, наверняка, тоже знают, потому, что ими в 2012 г. была принята программа долгосрочного, до 2025 г., социально-экономического развития г. Всеволожска. Привожу дословные выдержки из этой программы:
«Всеволожск — город с низким уровнем инженерного обеспечения. Для обеспечения современного уровня благоустройства жилых и общественно-деловых объектов необходимо формирование на базе существующих инженерных систем, полноценной системы инженерного обеспечения города с соблюдением всех экологических и природоохранных мероприятий; нет стабильности, надежности в инженерном обеспечении (отсутствуют резервные линии, закольцовка сетей), для обеспечения бесперебойности и надежности инженерных систем города необходимо предусмотреть мероприятия по дублированию существующих сетей и строительству новых инженерных объектов; Всеволожск на 80% состоит из частного сектора, а он особенно слабо обеспечен инфраструктурой. Освоение резервных территорий необходимо вести с опережающим строительством инженерной инфраструктуры.
В связи с тем, что водовод «Ладожский» и водоочистные сооружения г.Всеволожска находятся в аренде у предприятия ОАО «Водотеплоснаб», ОАО «Вт сети», из-за отсутствия собственного источника воды, вынуждено покупать воду у ОАО «Водотеплоснаб» для дальнейшей транспортировки и водоснабжения холодной и горячей водой, теплоснабжения потребителей ресурсов МО «Город Всеволожк…».
«…В эксплуатации предприятия находятся:
- Водопроводные насосные станции (внс) – 4 шт. общей производительностью – 4,42 м3/сутки.
- Сети водоснабжения протяженностью – 81,174 км., в том числе:
сети Промзона «Кирпичный завод» -0,618 км.
ВНС по ул. Ленинградская 19
ВНС по ул. Межевая 18-А.
ВНС по ул. Плоткина д. 5.
ВНС по ул. Ленинградская 34/82
Объем товарной питьевой воды составляет 30,6 тыс.м3/сутки
Объем товарной технической воды составляет 7,2тыс.м3/сутки.
Состояние сетей:
-техническое состояние сетей водоснабжения характеризуется высокой степенью износа;
-протяженность отслуживших свой срок и требующих замены водопроводных сетей 63% от общей протяженности;
-средний физический износ основных фондов по водоснабжению составляет 70%.
Положения системы водоотведения города Всеволожска.
В эксплуатации ОАО «Вт сети» находятся:
кнс - 13 шт. общей производительностью – 107,54 м3/сутки,
кос - 1 шт. производительностью - 0,5 м3/сутки.
сети канализации протяженностью – 104,07 км.
Стоки собираются в централизованную систему и направляются через главную насосную станцию в п. Ковалево на очистные сооружения г.Санкт-Петербурга (ГУП «Водоканал Спб») . Имеются только очистные сооружения небольшой мощности производительностью Q = 0,5 тыс.м.куб. в сутки. Общая протяженность сетей хозяйственно-бытовой канализации 104,072 км, из которых 40,86 км нуждаются в замене по причине их ветхости.
Износ основных фондов коммунальных систем водоотведения МО «Город Всеволожск» на конец 2010 года составил:
на сетях канализации – 60 %, на сооружениях канализации –70%.
Канализационные очистные сооружения (Алексеевские очистные сооружения, далее «АОС») МО «Город Всеволожск» обеспечивают потребности в очистке сточных вод от мкр. Мельничный ручей.
Очистка сточной жидкости действующими очистными сооружениями (АОС) составляет 4% от общего объема сточной жидкости, передаваемой на очистку…».
"...Для полноценного обеспечения проектируемых и существующих объектов жилищного и общественно-делового строительства суммарный расход воды должен составить около 77 тыс. м3 /сутки (на производственные нужды – около 36 тыс. м3 /сутки). Данные цифры получены по принципам расчета в укрупненных показателях. Для обеспечения этих расходов требуется:
- реконструкция насосной станции и Ладожского водовода;
- строительство еще одной ветки водовода;
- расширение Всеволожских очистных сооружений;
- прокладка водоводов (ориентировочно диаметром 500-800 мм к новым промзонам).
Необходимые потребности в воде могут быть обеспечены от существующих водозаборов с увеличением их производительности до 80,0 тыс. м3 /сут….»
Таким образом, выдавая разрешение на строительство «СВ», власти города сознательно нарушают свою собственную программу, где написано, что инженерные сети должны стать объектом опережающего развития, т. е. строиться в первоочередном порядке и, наверняка, знают, что при увеличении численности города до 87000 чел., в соответствии с принятым в 2012 г. планом социально-экономического развития г. Всеволожска, требуется масштабная реконструкция сетей:
- реконструкция насосной станции и Ладожского водовода;
- строительство еще одной ветки водовода;
- расширение Всеволожских очистных сооружений;
- прокладка водоводов (ориентировочно диаметром 500-800 мм к новым промзонам).
Без этого ничего нового строить нельзя. Не буду комментировать катастрофическое увеличение нагрузки на Всеволожскую больницу и поликлинику в связи со строительством «СВ», а также ситуацию с детскими садами, школами и другими объектами инфраструктуры.
Что же это за власть такая: или не ведают, что творят, или преступно лоббируют интересы строительных компаний во Всеволожском районе. Господа Прокуратура, господа Ленинградская область, где же ваш контроль?
Ситуация во Всеволожске типична также и для Санкт-Петербурга и его районов. В большинстве своем городские власти состоят из скрытых девелоперов крупных строительных компаний, которые без предварительной реконструкции транспортных сетей и опережающего строительства новых инфраструктурных объектов, в последнее время, в массовом порядке сдают в аренду земельные участки в городе и разрешают строить на них многоэтажные дома- муравейники без реконструкции транспортных сетей, детских садов, школ, поликлиник и пр.
Организация массового строительства в России это очевидный системный сбой в организации строительства по остальному миру. Россия безнадежно отстала в строительстве красивых сооружений, необычных по форме, удобных для жизни, создающих комфортную среду обитания. Мы не в состоянии запроектировать и построить, например, монолитные купола в диаметре до 200 м., перекрывающие стадионы, как в Канаде, небоскребы высотой 828 м., как в Эмиратах, самый красивый в мире оперный театр с вантовыми конструкциями покрытия, как в Харбине (Китай), небоскреб Тайбэй 101,как в Тайланде, высотой 506 м., построенный в самом центре сейсмически активной зоны. Мы не можем осваивать подземные пространства, как в мегаполисах Норвегии, Германии и Франции, где под землей расположены целые стадионы, промышленные предприятия, зоны отдыха. Мы не можем проектировать и строить жилые дома в гармонии с окружающей природой, сами себя отапливающие и вырабатывающие необходимую электроэнергию от Солнца, Ветра и всего, что Бог дал бесплатно людям. Много в мире построено рукотворных чудес света, в разных странах, гораздо более бедных, чем Россия, но с совсем иными представлениями в головах у архитекторов, занимающихся строительством. Россия, наверное, родина жилой застройки городов и поселков, изначально конфликтующих с богатейшей природой страны и создающих, даже в центре страны невозможные для людей условия для жизни c немыслимой плотностью застройки, отсутствием необходимых для жизни различных по мобильности людей подъездов и транспорта, достаточного электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и всех объектов инфраструктуры (детских садов, школ, поликлиник, магазинов и предприятий обслуживания).
На основании своего опыта и знаний, попробую дать свой, субъективный анализ: почему в России в таком количестве рождаются строительные уроды (строительные чиновники, архитекторы и их сооружения) и как нам избавиться от уродства.
После 1918 года до 1929 г. в стране не было Архитектуры, потому что не было строительства. Была разруха, не было промышленности, железные дороги не работали, государственные структуры были не организованы. Большевики заняты были войной с собственным населением, поиском врагов, шпионов и борьбой с инакомыслием. Лишь в 1929 году была осознана и принята программа индустриализации страны. Для этого нужно было построить более 1000 заводов, реконструировать железные дороги, построить новые города. В условиях, когда уровень образования в стране был в лучшем случае 4 класса церковно-приходской школы, выполнять проекты новых заводов и городов было некому. Мозги пришли из-за границы. В основном это были архитекторы из США и Германия, нанятые по контрактам через наркомат иностранных дел Советской России. К 1932 году были созданы в крупных городах в Москве, Новосибирске, Магнитогорске, Сталинграде, Кузнецке и др. проектные бюро и крупные проектные институты для проектирования металлургических заводов, железных дорог, горнодобывающих предприятий, нефтедобывающих и -перерабатывающих предприятий. Все они работали под управлением ГПУ и иностранных архитекторов, нанятых по контрактам в разных странах мира. В то время в архитектуре в России господствовали две школы немецкая, под руководством Эрнста Мая и американская, под руководством Альберта Кана. Заводы, целиком, с технологией и оборудованием закупались в Америке (за зерно, при массовом голоде в России), а рабочие поселки проектировались проектными бюро по месту строительства. Первоначально планировалось построить временные бараки, а потом реконструировать их в удобные рабочие поселки. Немцы, под руководством Эрнста Мая пытались внедрить в России функциональную застройку городов и поселков, когда были разделены промышленная и жилая зона. Жилая зона вписывалась бы в ландшафт, не искажая рельефа местности, подчеркивая природную красоту озер и рек. Американцы в то время придерживались в застройке городов чикагской школы архитекторов (Луис Салливен) с прямыми широкими магистралями, небоскребами, с созданием полностью урбанизированной среды. Все решения, в том числе и архитектурные, принимались, в то время в России, отнюдь не архитекторами, а крупными партийными руководителями. Проектирование городов решено было выполнять по американской модели (Магнитогорск, Сталинград и др.). Самая главная беда заключалась в том, что запроектированные в то время, при крупных заводах, целые города из бараков, так и не были, потом, реконструированы в удобные дома и люди вынуждены были жить в них до массового крупнопанельного домостроения, при Н.С. Хрущеве, и живут до настоящего времени. Не будем здесь рассматривать отдельные сооружения отдельных русских архитекторов авангардистов, конструктивистов и классицистов эпохи Сталинского ампира. Ими можно восхищаться, как отдельными полетами мысли, но все они имеют чисто экспериментальное значение и на уровень массовой архитектуры в России, уровень жизни россиян оказали влияние не значительное. К сожалению, в архитектуре мы до сих пор не вылезли из эпохи острой нехватки жилья, временных бараков и крупнопанельного домостроения. В последние годы (в период капиталистического развития России и немыслимого обогащения строительных предпринимателей) в архитектуре в России вообще отсутствует собственная идеология. Архитекторы лишь копируют западные 20-летней давности, образцы стеклянных кубов и башен или советское многоэтажное строительство домов – муравейников. С сожалением нужно отметить, что в России за весь ее период строительства, начиная с 1917 г. до наших дней, не было ни одного периода свободы творчества и самовыражения. Проектировщики всегда были зажаты, с одной стороны, требованиями жесткой экономии, скромными социальными нормами населения, и, с другой стороны, необоснованными планами глобальных преобразований (затопление водохранилищами, освоение целины, строительство БАМа, гигантских заводов на пустом месте, железных дорог в никуда и пр.). В последние годы, еще хуже, архитекторами руководит только коммерческая выгода от продажи построенного жилья. Это и рождает дома-уроды, о которых в начале статьи.
Не думаю, что меня будут читать кто-нибудь из влиятельных руководителей строительства в России, но позволю себе, на основании своего опыта и знаний, сформулировать, предложения по возможной организации строительства в России. Они примерно соответствуют организации строительства за рубежом и на содержат ничего нового.
1.Аренда земли и получение разрешения на строительство.
Участки земли под строительство зданий и сооружений в России должны выдаваться в аренду инвесторам бесплатно, при условии, что участок должен быть благоустроен Заказчиком до начала строительства. Выполнен проект вертикальной планировки, подведены дороги, реконструированы сети, выполнено благоустройство. Разрешение на строительство должно выдаваться также бесплатно при наличии утвержденного проекта зданий и сооружений. При этом застройка участка должна предусматривать строительство всего комплекса сооружений, прежде всего инфраструктурных объектов и в последнюю очередь жилья.
2. Организация строительных подрядов.
Основой организации контрактов на строительство должен быть тендерный отбор Архитектора объекта строительства. При этом Архитектором объекта строительства может быть, как архитектор по-образованию, так и конструктор. Т. е. это должен быть специалист, способный взять на себя ответственность за стройку во все ее периоды. Не может, например, архитектор запроектировать и построить мост. Его конструкции и узлы должны быть, прежде всего, рассчитаны. Т.е. здесь возглавить стройку должен мостовик, конструктор. Не сможет запроектировать и построить парк отдыха, на берегу реки, конструктор, проектирующий павильоны. Здесь возглавить стройку должен ландшафный архитектор. Так построена организация строительных подрядов по всему миру. Архитектор проекта не только автор проекта, но и его исполнитель от проекта до сдачи объекта в постоянную эксплуатацию. Таким, например, был в России О. Монферан - гениальный архитектор и в то же время талантливый конструктор, или В.Г. Шухов – гениальный русский инженер-конструктор, но и талантливый архитектор. Таким является Эдриан Смит автор проекта башни в Дубае. Разработку проекта Тайбея 101, начал мэр Тайбея конструктор Чен Шуибьян и т.д. все известные архитектурные сооружения в мире имеют своего автора-исполнителя.
На этом этапе тендерного отбора Архитектора проекта, Заказчиком должны отбираться наиболее известные Архитекторы, зарекомендовавшие себя известными построенными зданиями и сооружениями. Им Заказчиком рассылаются предложения с принятием участия в тендере. Задачей Архитектора является выполнить эскизный проект сооружения с представлением основных его объемно- планировочных решений и технико-экономических показателей. На эти цели Заказчиком работ должны выделяться всем кандидатам равные финансовые ресурсы на безвозвратной основе, достаточные для выполнения эскизного проекта. По результатам представленных работ Заказчиком выбирается Архитектор проекта.
2. Роль архитектора проекта в проектировании и строительстве объектов.
Архитектору – автору проекта в проектно-строительных контрактах должна принадлежать ведущая роль. На него возлагается управление контрактом со стороны Заказчика. Это отличается от традиционных функций архитектора-проектировщика в нашей стране. Заказчик по всем вопросам контракта имеет дело практически только с Архитектором проекта, который отвечает за своевременную реализацию контракта в соответствии со всеми его документами. При этом Заказчику уже не нужно содержать значительный штат контролеров за проектированием и строительством. Весь комплекс работ по руководству строительством квалифицированно выполняет Архитектор проекта. Понятно, что Архитектор проекта является юридическим лицом, возглавляющим собственную фирму. Архитектор проекта нанимает подрядчиков по всем видам работ. При промежуточных расчетах архитектор регулярно принимает от подрядчика выполненные работы, проверяет их по количеству и качеству исполнения и подписывает акты выполненных работ. При оценке качества выполненных работ, решение Архитектора проекта окончательное. По завершении строительства Архитектор проекта принимает от подрядчика готовый объект и передает его Заказчику. Он же несет всю полноту ответственности за качество сооружения в гарантийный эксплуатационный период.
Таким образом, кроме разработки проекта для Заказчика, Архитектор проекта может являться его доверенным лицом и представлять его интересы во время подготовки контракта, и в течение всего срока строительства, до момента сдачи объекта и окончательного расчета.
Труд Архитектора проекта оценивается высоко. Еще во времена Сократа, нанимая архитектора, ему платили в 20 раз больше, чем отличному плотнику, теперь за рубежом Архитектору платят неизмеримо больше.
4. Оценка архитектурной деятельности в обществе.
При значительном повышении ответственности Архитектора проекта в строительстве, основное значение для его привлечения к проектам будут иметь профессиональные достижения (построенные объекты, печатные труды, успешные проекты). В этих условиях, дабы не потерять лицо, Архитектор проекта вряд ли согласится на руководство проектом упомянутого в начале статьи квартала жилых домов во Всеволожске. Он вынужден будет постоянно повышать уровень своих проектов в конкурентной среде амбициозных, талантливых людей. Он должен постоянно быть на виду, публиковать статьи, выдвигать архитектурные идеи. С сожалением должен сказать, что при существующей в России организации строительства наберется пока не много архитекторов, способных организовать успешное строительство объекта от эскиза проекта, до его сдачи в постоянную эксплуатацию. Таких специалистов не готовят в Российских ВУЗах, у работающих ныне архитекторов нет достаточных знаний в строительной практике, конструктивных расчетах, юриспруденции, в строительных материалах, хозяйственной деятельности и т..п. Чтобы воспитать таких профессионалов нужно перестроить в стране строительное образование полностью.
5. Избавление от уродства.
Основные уродства при строительстве зарождаются, однако, в муниципалитетах. Именно они выдают разрешения на незаконное строительство в лесу, в местах общего пользования, на берегах озер, без генерального плана, несмотря на митинги протестов и письма граждан, запретительные законы и указания правительства. В российских муниципалитетах - весь корень зла. Они манипулируют информацией о земельных участках, состоянии жилого фонда, ресурсах района в своих, часто, корыстных интересах. Им дано право распоряжаться всеми имеющимися ресурсами района. При этом сознательно запутывается и искажается делопроизводство, тонко используются неточности в формулировках законов, указаниях вышестоящих органов и структур.
Приведу в пример работу муниципалитета в Финляндии. Все участки размежованы. Везде указатели и информационные таблички. Участки передаются в аренду, под согласованное во всех инстанциях строительство бесплатно. Муниципалитет лишь жестко следит, чтобы строительство велось без какого-либо ущерба природе. Если вы прошли по цветущему полю в лесу не по тропинке, к Вам завтра придет муниципальный инспектор и выпишет штраф. Если на машине проедете по лесу в неположенном месте, могут и посадить. Основное предназначение муниципалитетов в Финляндии – сохранение в сохранности природы района. При наших масштабах вредительства во Всеволожском районе (загажены и застроены озера и реки, вырубаются леса под еще не разрешенное строительство , строительство ведется с нарушением всех регламентов ПЗЗ, генплан и т.д.) по Финляндским законам градоначальникам и другим ответственным чиновникам, грозило бы пожизненное заключение. У нас им все сходит с рук, даже не краснеют, просто молчат.
В существующей системе взаимоотношений власти с народом, это две противоположные стороны, с трудом понимающие друг друга. Власть сформирована по партийному принципу, а не по профессиональным качествам. Избавиться здесь от строительных уродов очень трудно, но, частично, при активной жизненной позиции, влиять на решения чиновников можно. Надеюсь, моя статья поможет всеволожцам разобраться в строительной проблематике во Всеволожске и в России.
А.В.Александров.
Это нужно куда-то отправить) во властные структуры. У них ума мало, так может хоть почитают и наберутся