0
Всеволожск. В Европу шаг за шагом.
Написано АВА,
27 January 2012
·
2151 Просмотров
Общество городские проблемы
Всеволожск. В Европу шаг за шагом.
Статью под таким названием я поместил почти год назад во Всеволожской городской газете. Она, судя по количеству просмотров, вызвала большой интерес, но на нее не было ни одного отклика со стороны Администрации города. В последнее время во Всеволожской городской газете было опубликовано интервью главного архитектора города из которого ясно, что у Всеволожской администрации до сих пор так и нет внятной программы работ. Вся энергия уходит на текущие проблемы и работу с населением города. Как будет развиваться город в ближайшие годы, как будут решаться проблемы с перенаселенностью города, острой нехваткой объектов дошкольного и школьного образования, социально-бытовых объектов, объектов культуры и здравоохранения никто не знает. Разработка Генплана города приостановилась и затягивается на неопределенное время. В связи с этим я повторяю свою статью с тем же названием, что и год назад. Надеюсь она будет полезной для горожан и администрации города.
Всеволожский район самый крупный район в Ленинградской области. Его площадь 294, 5 тыс. га. сравним с некоторыми странами Европы (Люксембург, Ватикан, княжество Лихтенштейн и др.), но, к сожалению, только по площади. По уровню жизни проживающего в районе населения подобных стран в Европе нет уже много десятков лет. Население рассредоточено по поселкам, которые образовались на месте бывших совхозов и колхозов, а также рабочих поселков на предприятиях, прекративших свое существование в период перестройки и приватизации предприятий. В настоящее время в районы, находящиеся вблизи Санкт-Петербурга интенсивно привлекаются многочисленные зарубежные инвестиции, строятся новые предприятия, реконструируются существующие, район развивается за счет этого строительства. В нем проживает 221.5 тыс. чел.
Г. Всеволожск является административным центром Всеволожского района и до 2007 г. , был подчинен единой администрации Всеволожского района. С 2007 года г. Всеволожск выделен в отдельное Муниципальное объединение и развивается самостоятельно под управлением собственной администрации.
Город является, в основном, жилым. Промышленность представлена слабо. Трудоустроиться в городе невозможно, поэтому в нем проживают, в основном, люди, работающие на предприятиях г. Санкт-Петербурга, на предприятиях Всеволожского района, а также пенсионеры. В городе годами накапливались проблемы из-за несистемного руководства городом всеми предыдущими администрациями. Отсутствие системы в застройке города являлось следствием отсутствия продуманного Генерального плана города, выполненного профессиональной организацией на перспективу 20, 30, 40 лет, как это требуется действующим Градостроительным кодексом. Попытки разрабатывать Генеральный план были, но только как прикрытие для коммерческих проектов его застройки. Первый генеральный план г. Всеволожска был выполнен институтом Ленгражданпроект в 1990 г. и был обоснованием для застройки микрорайона «Котово поле» и размещения промышленной зоны в районе ж.д. станции «Кирпичный завод». Этот генеральный план устарел очень быстро, как только были построены эти районы. В 2008 году СпбГАСУ (учебный ВУЗ, т.е. студентами) был выполнен «Генеральный план МО г. Всеволожск». Качество этого Генерального плана не выдерживает никакой критики. Он стал, видимо, воплощением коммерческих интересов районной Администрации, но никак не направлен на создание в городе какой-либо приемлемой для жизни среды обитания. Все свободные территории города, в соответствии с этим Генеральным планом, были интенсивно застроены коммерческими объектами. В основном торговыми центрами и коммерческим новым жильем, без обременений школами, детскими садами и необходимыми объектами социального назначения.
Особенно большой вред был нанесен парковой зоне города. Во Всеволожске есть единственная перспективная зона для отдыха и туризма. Это территория бывшей усадьбы В.А. Всеволожского. Она была запроектирована талантливыми людьми, В. А. Всеволожским и архитектор Д. Бушем с большим размахом и с перспективой развития в один из лучших парков в России. Для этого была осушена обширная территория, начиная с нынешнего военного полигона до п. Румболовка. Озера «Круглое, «Длинное» и «Глубокое» были объединены шлюзами и канавами. В озерах В. А. Всеволожский выращивал форель, которую поставлял к царскому столу. В садах усадьбы выращивались диковинные фрукты, виноград и дыни.
СпбГАСУ, видимо, следуя коммерческим указаниям Администрации, иначе это никак не объяснить, при разработке Генерального плана, в предусмотренной для нас предками парковой зоне, разместило коттеджный поселок. При этом озера «Долгое» и «Глубокое» на этом Генеральном плане вообще отсутствуют, как природные объекты. В то время (2007 г.) эта территория находилась в хозяйственном ведении Всеволожского сельскохозяйственного техникума и там мгновенно было организовано ДНП «Приозерное Дачное» и за год, при попустительстве Администрации и Прокуратуры города, без проектов и разрешения на строительство, был построен (в 2007 году) целый коттеджный поселок на азиатский манер, обнесенный высокими заборами. При этом был полностью перекрыт подход к озерам со стороны Румболовского парка. При отсутствии очистных сооружений, канализационные стоки поселка, видимо, спущены в озеро «Долгое».
Теперь осталось лишь приятным воспоминанием для горожан, когда по проложенной уже с началом зимы лыжне вокруг озер в выходные дни, шла нескончаемая вереница лыжников из Всеволожска и Санкт-Петербурга по этим живописным местам.
Итак, город до 2007 года застраивался хаотически (в основном торговыми центрами) потому, что генплан 1990 г. устарел, а после 2007 года, застраивается по генплану выполненному непрофессионально. В итоге уничтожена парковая зона п. Румболовка, В городе появилось большое количество объектов коммерческого назначения (торговые центры и коммерческое жилье без обременений школами, детскими садами и социальными объектами). Выстроенное жилье до крайности обострило проблемы горожан. В детский сад сдать ребенка уже невозможно. В поликлинику попасть к врачу - большая проблема. В городе некуда пойти отдохнуть и посмотреть на отдыхающих людей. В городе нет работы, растет преступность и наркомания (по наркомании мы уже одни из первых в стране).
Новой администрации города Всеволожска организованной в 2007 году досталось тяжелое наследство. Подозреваю, что работать им приходится до сих пор под коммерческим давлением Администрации Всеволожского района, но справедливости ради нужно сказать, что постепенно улучшается жизнь в городе. Стали чистить и ремонтировать дороги. Нет серьезных провалов в работе ЖКХ, стали строиться новые детские сады, но главного программного документа, определяющего развитие города на 10, 20 и более лет вперед – Генерального плана города до сих пор нет и когда он будет, не известно. Незаконно построенный коттеджный поселок в парковой зоне п. Румболовка до сих пор не снесен и Прокуратурой города не возбуждены до сих пор уголовные дела по факту этого незаконного строительства. Границы парковых зон города до сих пор не обозначены и нет планов их охраны и развития. Подозреваю, что в разработке Генерального плана и в радикальных мерах по обустройству городской среды заинтересованы только горожане. Администрации и депутатам этот обязательный для исполнения документ, не даст возможности произвольно заниматься коммерческим строительством в городе и существенно снизит мотивы, по которым чиновники рвутся во власть.
Для горожан и для добросовестных, ответственных чиновников я повторно привожу принципы, по которым развиваются города в мире. Они известны, давно изучены нужно только им следовать.
Перед нами стоят две проблемы:
1. Поднять уровень общественного сознания на уровень городских проблем.
2. Поднять уровень администрирования в городе на уровень мировых городских стандартов.
При решении двух этих ключевых проблем нужно пользоваться исследованиями и рекомендациями виднейших российских и зарубежных ученых, архитекторов и специалистов в области муниципального управления. Одним из самых авторитетных в России, много лет занимающимся развитием городов в России и исследованиями в области муниципального управления является Вячеслав Леонидович Глазычев, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления, крупный ученый (доктор наук, профессор), автор большого количества книг и статей на эту тему. Призываю нашу общественность и администрацию пользоваться его опытом и знаниями.
По первой проблеме вопрос стоит просто, но жестко. Если мы хотим заниматься реальным строительством города будущего, а не строительством «воздушных замков в социальной пустоте», мы должны привлечь на свою сторону активное меньшинство населения города (элиту, наш культурный потенциал), чтобы с его помощью воздействовать на пассивное большинство. При этом, необходимо в состав элиты, включить всех тех, кто раньше привычными схемами в ее состав не включался, но имеет активную жизненную позицию, хорошее образование, знает суть дела и имеет свою точку зрения на предлагаемые в городе процессы преобразования.
Как привлечь элиту? Ложью является утверждение, что за всеми делами в наше «рыночное время» стоит лишь меркантильный интерес. В действительности за всеми значительными делами всегда стоит честолюбие и необходимость признания. Так, В.Л. Глазычев приводит пример: «в 70-е годы городские власти Кракова при полном отсутствии государственного финансирования, собрали средства на мощение плитами площади городской Ратуши с большого числа добровольных жертвователей при условии, что на плитах будут навечно выбиты их имена». Как выявлять и привлекать к управлению городом активное меньшинство, нужно постоянно думать городской администрации.
Теперь про пассивное большинство. С сожалением, приходится признать, что процентное соотношение этой категории населения подавляющее.
Это связано у молодежи с тем, что они получают в школах и в ВУЗах некачественное образование, а в семьях некачественное воспитание. В типовых, требующих поступка, жизненных ситуациях они не имеют своей точки зрения и молчат.
У пожилых это связано с тем, что они слишком доверчивы к симпатичным людям, называющими себя политиками, и дающими обещания, за неисполнение которых не отвечают. Поэтому пожилые люди постоянно чувствуют себя обманутыми. У них преобладает протестное настроение, которое также не конструктивно.
Люди среднего возраста попадают в пассивное большинство из-за чувства стадности, осторожной привычки не высовываться. Они держат «фигу в кармане», бездействуют, когда нужно просто остановить мальчишку, рисующего на стене, или взять лопату и засыпать яму на дороге, но чрезвычайно активны и красноречивы на кухне или в курительной комнате в офисе, на работе.
Следствием жизни в пассивном большинстве являются грязь в подъездах, поломанные лифты, разрисованные стены, тротуары, которые не чистились сроду, лужи которые испокон века обходили стороной, вместо того, чтобы засыпать. Стыдно бывает за наших людей, как неопрятно и безразлично мы живем. Эту часть населения необходимо расшевелить через активное меньшинство (элиту нашего общества).
Итак, поднятие уровня общественного сознания до уровня городских проблем означает, что администрация города должна установить горизонтальные и вертикальные связи между горожанами. Активные люди, имеющие точку зрения, подержанную окружающими их людьми должны иметь право давать предложения по развитию города, обсуждать их с администрацией города и быть опорой Администрации для реализации планов строительства города будущего.
По второй проблеме все также просто. Администрация не может быть «семь пядей во лбу», но должна действовать грамотно, т.е. знать зачем они ходят на работу, каким должен быть город будущего, который они строят.
Городом будущего является проект планировки и застройки города, с перспективой его развития на 20 и более лет (Генплан города). Этот проект должен быть создан профессиональной и независимой организацией имеющей опыт решения городских проблем в разных странах мира. К сожалению, таких проектных организаций в России теперь единицы и их услуги чрезвычайно дороги. Предлагаю обратиться к градостроителям соседней Финляндии. Думаю, будет неплохо, если они превратят Всеволожск в аналог скажем Вантаа, Лаппеэнранты, Иматры или Лохья.
К финансированию проекта развития города могут быть привлечены правительство Ленинградской области и администрация г. Санкт-Петербурга, поскольку проект, помимо запросов горожан, должен отвечать также интересам области и города Санкт-Петербурга, как их важная рекреационная зона.
После того, как важнейший шаг к городу будущего (Генплан) будет сделан и станет понятным, каким станет г. Всеволожск через 20, 30, 40 лет, можно с энтузиазмом приступать к осуществлению этих планов. Генплан станет законом для администрации города, его знаменем. Под него активнее можно будет привлекать инвесторов, благотворительность и кредиты. Упорядочится городское строительство. Станет невозможным выделение участков под строительство зданий и сооружений вне проекта застройки города. Будет проводиться осмысленная политика. Строительство жилья будет иметь обременения (школа, детские сады, трансформаторные подстанции, очистные сооружения, дороги и т.д.) Строительство промышленных и других предприятий, приносящих значительный доход в городскую казну, будет выполняться строго в промышленной зоне, продуманно на льготных условиях (иметь, например, льготы по налогам или уже выстроенные городом дороги и коммуникации). Привлеченное к строительству города будущего активное меньшинство горожан не позволит безнаказанно нарушать установленный в городе порядок. Свой город горожане будут любить и строить сообща. Так живут уже давно очень многие города в Европе. Так можем жить и мы, если захотим.
А. В. Александров
Статью под таким названием я поместил почти год назад во Всеволожской городской газете. Она, судя по количеству просмотров, вызвала большой интерес, но на нее не было ни одного отклика со стороны Администрации города. В последнее время во Всеволожской городской газете было опубликовано интервью главного архитектора города из которого ясно, что у Всеволожской администрации до сих пор так и нет внятной программы работ. Вся энергия уходит на текущие проблемы и работу с населением города. Как будет развиваться город в ближайшие годы, как будут решаться проблемы с перенаселенностью города, острой нехваткой объектов дошкольного и школьного образования, социально-бытовых объектов, объектов культуры и здравоохранения никто не знает. Разработка Генплана города приостановилась и затягивается на неопределенное время. В связи с этим я повторяю свою статью с тем же названием, что и год назад. Надеюсь она будет полезной для горожан и администрации города.
Всеволожский район самый крупный район в Ленинградской области. Его площадь 294, 5 тыс. га. сравним с некоторыми странами Европы (Люксембург, Ватикан, княжество Лихтенштейн и др.), но, к сожалению, только по площади. По уровню жизни проживающего в районе населения подобных стран в Европе нет уже много десятков лет. Население рассредоточено по поселкам, которые образовались на месте бывших совхозов и колхозов, а также рабочих поселков на предприятиях, прекративших свое существование в период перестройки и приватизации предприятий. В настоящее время в районы, находящиеся вблизи Санкт-Петербурга интенсивно привлекаются многочисленные зарубежные инвестиции, строятся новые предприятия, реконструируются существующие, район развивается за счет этого строительства. В нем проживает 221.5 тыс. чел.
Г. Всеволожск является административным центром Всеволожского района и до 2007 г. , был подчинен единой администрации Всеволожского района. С 2007 года г. Всеволожск выделен в отдельное Муниципальное объединение и развивается самостоятельно под управлением собственной администрации.
Город является, в основном, жилым. Промышленность представлена слабо. Трудоустроиться в городе невозможно, поэтому в нем проживают, в основном, люди, работающие на предприятиях г. Санкт-Петербурга, на предприятиях Всеволожского района, а также пенсионеры. В городе годами накапливались проблемы из-за несистемного руководства городом всеми предыдущими администрациями. Отсутствие системы в застройке города являлось следствием отсутствия продуманного Генерального плана города, выполненного профессиональной организацией на перспективу 20, 30, 40 лет, как это требуется действующим Градостроительным кодексом. Попытки разрабатывать Генеральный план были, но только как прикрытие для коммерческих проектов его застройки. Первый генеральный план г. Всеволожска был выполнен институтом Ленгражданпроект в 1990 г. и был обоснованием для застройки микрорайона «Котово поле» и размещения промышленной зоны в районе ж.д. станции «Кирпичный завод». Этот генеральный план устарел очень быстро, как только были построены эти районы. В 2008 году СпбГАСУ (учебный ВУЗ, т.е. студентами) был выполнен «Генеральный план МО г. Всеволожск». Качество этого Генерального плана не выдерживает никакой критики. Он стал, видимо, воплощением коммерческих интересов районной Администрации, но никак не направлен на создание в городе какой-либо приемлемой для жизни среды обитания. Все свободные территории города, в соответствии с этим Генеральным планом, были интенсивно застроены коммерческими объектами. В основном торговыми центрами и коммерческим новым жильем, без обременений школами, детскими садами и необходимыми объектами социального назначения.
Особенно большой вред был нанесен парковой зоне города. Во Всеволожске есть единственная перспективная зона для отдыха и туризма. Это территория бывшей усадьбы В.А. Всеволожского. Она была запроектирована талантливыми людьми, В. А. Всеволожским и архитектор Д. Бушем с большим размахом и с перспективой развития в один из лучших парков в России. Для этого была осушена обширная территория, начиная с нынешнего военного полигона до п. Румболовка. Озера «Круглое, «Длинное» и «Глубокое» были объединены шлюзами и канавами. В озерах В. А. Всеволожский выращивал форель, которую поставлял к царскому столу. В садах усадьбы выращивались диковинные фрукты, виноград и дыни.
СпбГАСУ, видимо, следуя коммерческим указаниям Администрации, иначе это никак не объяснить, при разработке Генерального плана, в предусмотренной для нас предками парковой зоне, разместило коттеджный поселок. При этом озера «Долгое» и «Глубокое» на этом Генеральном плане вообще отсутствуют, как природные объекты. В то время (2007 г.) эта территория находилась в хозяйственном ведении Всеволожского сельскохозяйственного техникума и там мгновенно было организовано ДНП «Приозерное Дачное» и за год, при попустительстве Администрации и Прокуратуры города, без проектов и разрешения на строительство, был построен (в 2007 году) целый коттеджный поселок на азиатский манер, обнесенный высокими заборами. При этом был полностью перекрыт подход к озерам со стороны Румболовского парка. При отсутствии очистных сооружений, канализационные стоки поселка, видимо, спущены в озеро «Долгое».
Теперь осталось лишь приятным воспоминанием для горожан, когда по проложенной уже с началом зимы лыжне вокруг озер в выходные дни, шла нескончаемая вереница лыжников из Всеволожска и Санкт-Петербурга по этим живописным местам.
Итак, город до 2007 года застраивался хаотически (в основном торговыми центрами) потому, что генплан 1990 г. устарел, а после 2007 года, застраивается по генплану выполненному непрофессионально. В итоге уничтожена парковая зона п. Румболовка, В городе появилось большое количество объектов коммерческого назначения (торговые центры и коммерческое жилье без обременений школами, детскими садами и социальными объектами). Выстроенное жилье до крайности обострило проблемы горожан. В детский сад сдать ребенка уже невозможно. В поликлинику попасть к врачу - большая проблема. В городе некуда пойти отдохнуть и посмотреть на отдыхающих людей. В городе нет работы, растет преступность и наркомания (по наркомании мы уже одни из первых в стране).
Новой администрации города Всеволожска организованной в 2007 году досталось тяжелое наследство. Подозреваю, что работать им приходится до сих пор под коммерческим давлением Администрации Всеволожского района, но справедливости ради нужно сказать, что постепенно улучшается жизнь в городе. Стали чистить и ремонтировать дороги. Нет серьезных провалов в работе ЖКХ, стали строиться новые детские сады, но главного программного документа, определяющего развитие города на 10, 20 и более лет вперед – Генерального плана города до сих пор нет и когда он будет, не известно. Незаконно построенный коттеджный поселок в парковой зоне п. Румболовка до сих пор не снесен и Прокуратурой города не возбуждены до сих пор уголовные дела по факту этого незаконного строительства. Границы парковых зон города до сих пор не обозначены и нет планов их охраны и развития. Подозреваю, что в разработке Генерального плана и в радикальных мерах по обустройству городской среды заинтересованы только горожане. Администрации и депутатам этот обязательный для исполнения документ, не даст возможности произвольно заниматься коммерческим строительством в городе и существенно снизит мотивы, по которым чиновники рвутся во власть.
Для горожан и для добросовестных, ответственных чиновников я повторно привожу принципы, по которым развиваются города в мире. Они известны, давно изучены нужно только им следовать.
Перед нами стоят две проблемы:
1. Поднять уровень общественного сознания на уровень городских проблем.
2. Поднять уровень администрирования в городе на уровень мировых городских стандартов.
При решении двух этих ключевых проблем нужно пользоваться исследованиями и рекомендациями виднейших российских и зарубежных ученых, архитекторов и специалистов в области муниципального управления. Одним из самых авторитетных в России, много лет занимающимся развитием городов в России и исследованиями в области муниципального управления является Вячеслав Леонидович Глазычев, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления, крупный ученый (доктор наук, профессор), автор большого количества книг и статей на эту тему. Призываю нашу общественность и администрацию пользоваться его опытом и знаниями.
По первой проблеме вопрос стоит просто, но жестко. Если мы хотим заниматься реальным строительством города будущего, а не строительством «воздушных замков в социальной пустоте», мы должны привлечь на свою сторону активное меньшинство населения города (элиту, наш культурный потенциал), чтобы с его помощью воздействовать на пассивное большинство. При этом, необходимо в состав элиты, включить всех тех, кто раньше привычными схемами в ее состав не включался, но имеет активную жизненную позицию, хорошее образование, знает суть дела и имеет свою точку зрения на предлагаемые в городе процессы преобразования.
Как привлечь элиту? Ложью является утверждение, что за всеми делами в наше «рыночное время» стоит лишь меркантильный интерес. В действительности за всеми значительными делами всегда стоит честолюбие и необходимость признания. Так, В.Л. Глазычев приводит пример: «в 70-е годы городские власти Кракова при полном отсутствии государственного финансирования, собрали средства на мощение плитами площади городской Ратуши с большого числа добровольных жертвователей при условии, что на плитах будут навечно выбиты их имена». Как выявлять и привлекать к управлению городом активное меньшинство, нужно постоянно думать городской администрации.
Теперь про пассивное большинство. С сожалением, приходится признать, что процентное соотношение этой категории населения подавляющее.
Это связано у молодежи с тем, что они получают в школах и в ВУЗах некачественное образование, а в семьях некачественное воспитание. В типовых, требующих поступка, жизненных ситуациях они не имеют своей точки зрения и молчат.
У пожилых это связано с тем, что они слишком доверчивы к симпатичным людям, называющими себя политиками, и дающими обещания, за неисполнение которых не отвечают. Поэтому пожилые люди постоянно чувствуют себя обманутыми. У них преобладает протестное настроение, которое также не конструктивно.
Люди среднего возраста попадают в пассивное большинство из-за чувства стадности, осторожной привычки не высовываться. Они держат «фигу в кармане», бездействуют, когда нужно просто остановить мальчишку, рисующего на стене, или взять лопату и засыпать яму на дороге, но чрезвычайно активны и красноречивы на кухне или в курительной комнате в офисе, на работе.
Следствием жизни в пассивном большинстве являются грязь в подъездах, поломанные лифты, разрисованные стены, тротуары, которые не чистились сроду, лужи которые испокон века обходили стороной, вместо того, чтобы засыпать. Стыдно бывает за наших людей, как неопрятно и безразлично мы живем. Эту часть населения необходимо расшевелить через активное меньшинство (элиту нашего общества).
Итак, поднятие уровня общественного сознания до уровня городских проблем означает, что администрация города должна установить горизонтальные и вертикальные связи между горожанами. Активные люди, имеющие точку зрения, подержанную окружающими их людьми должны иметь право давать предложения по развитию города, обсуждать их с администрацией города и быть опорой Администрации для реализации планов строительства города будущего.
По второй проблеме все также просто. Администрация не может быть «семь пядей во лбу», но должна действовать грамотно, т.е. знать зачем они ходят на работу, каким должен быть город будущего, который они строят.
Городом будущего является проект планировки и застройки города, с перспективой его развития на 20 и более лет (Генплан города). Этот проект должен быть создан профессиональной и независимой организацией имеющей опыт решения городских проблем в разных странах мира. К сожалению, таких проектных организаций в России теперь единицы и их услуги чрезвычайно дороги. Предлагаю обратиться к градостроителям соседней Финляндии. Думаю, будет неплохо, если они превратят Всеволожск в аналог скажем Вантаа, Лаппеэнранты, Иматры или Лохья.
К финансированию проекта развития города могут быть привлечены правительство Ленинградской области и администрация г. Санкт-Петербурга, поскольку проект, помимо запросов горожан, должен отвечать также интересам области и города Санкт-Петербурга, как их важная рекреационная зона.
После того, как важнейший шаг к городу будущего (Генплан) будет сделан и станет понятным, каким станет г. Всеволожск через 20, 30, 40 лет, можно с энтузиазмом приступать к осуществлению этих планов. Генплан станет законом для администрации города, его знаменем. Под него активнее можно будет привлекать инвесторов, благотворительность и кредиты. Упорядочится городское строительство. Станет невозможным выделение участков под строительство зданий и сооружений вне проекта застройки города. Будет проводиться осмысленная политика. Строительство жилья будет иметь обременения (школа, детские сады, трансформаторные подстанции, очистные сооружения, дороги и т.д.) Строительство промышленных и других предприятий, приносящих значительный доход в городскую казну, будет выполняться строго в промышленной зоне, продуманно на льготных условиях (иметь, например, льготы по налогам или уже выстроенные городом дороги и коммуникации). Привлеченное к строительству города будущего активное меньшинство горожан не позволит безнаказанно нарушать установленный в городе порядок. Свой город горожане будут любить и строить сообща. Так живут уже давно очень многие города в Европе. Так можем жить и мы, если захотим.
А. В. Александров