Новость от Л.В.Тимофеева.
Петербургский исторический журнал №3 (2016) опубликовал новую его работу "Вокруг прототипа Митрофанушки Дениса Фонвизина".
2016. Ист. журнал. №3(11). Митрофан.pdf
Как известно, после выхода в свет "Недоросля" Фонвизина, был пущен слух (и повторяемый до сей поры), что Фонвизин в образе Митрофанушки ( "- зачем учить географию? есть извозчик, он довезёт") изобразил молодого Алексея Николаевича Оленина - в последствии президента Императорской Академии художеств, первого директора Императорской Публичной библиотеки, почётного члена Императорский Академии наук, члена Российской академии, покровителя искусств и талантов, знакомого нам по усадьбе ПРИЮТИНО, которая находится на территории нашего Всеволожска.
Лев Валентинович Тимофеев, первый директор Приютина, провёл очередное своё исследование, поражающее глубоким изучением архивов, и довольно просто и ясно сделал вывод, что прототипом Митрофанушки мог быть Оленин, НО ДРУГОЙ ОЛЕНИН...
Меня выводы автора вполне убедили.
На мой взгляд, это глубокое и дотошное исследование. Предельно научно и понятно. Правда, не часто приходится читать такие серьёзные работы, но быстро входишь в поток повествования.
О прототипах: я всегда пропускала мимо ушей небрежные высказывания об А.Н.Оленине. Не увязываются его дела с такой молвой. Да и Фонвизин написал так, что в Митрофанушке я не ищу прототипа, он воспринимается как собирательный образ. Сказав "митрофанушка", понимаешь о каком типаже идёт речь. Хотя знаю, что в книгах (особенно в то время, когда читатели почти все были знакомы друг с другом) есть второй план, где угадываются знакомые, где есть намёки на уже прочитанные книги. Например, есть версия, что Пушкин, начиная своего "Евгения Онегина" словами "Мой дядя самых честных правил", сразу настраивал знакомых (своих читателей) на несерьёзный лад (они уже знали у Крылова "Осёл был самых честных правил"). Мой дядя самых честных правил - dslov.ru
Теперь из моих наблюдений петербургского света тех времён, да и сегодняшних. Завистников могло быть немало у А.Н.Оленина, и они с удовольствием могли распустить слух о нём как о митрофанушке, принизить его персону.
Из отзыва музейного научного работника: " Прекрасная статья! Великолепно изложена (впрочем, как всегда, за что искренне Вами восхищаюсь). Аргументация без домыслов, строится на хорошо изученных архивных материалах. Полемика с другими авторами выдержана в рамках научного обоснования и, что особенно приятно, корректно.
Статья подытоживает данную Вами полную картину имеющихся суждений о прототипе Митрофанушки.
Познавательно и интересно!"
Те учителя, кому я предложила почитать статью, благодарят автора.
А от Льва Валентиновича мы ждём новых интересных исследований.